Бензин в России может подорожать на пять рублей. С таким предостережением выступили в Совете по топливным рынкам. ФАС отреагировала незамедлительно, заверив, что объективных причин для этого нет. Тем не менее в прошлом году рост цен на бензин в три раза превысил инфляцию. О механизме ценообразования автомобильного топлива в России и причинах его подорожания — в материале.

Свисток арбитра

В конце прошлой недели ФАС вынесла предостережение главе правления Совета по товарным рынкам Илье Морозу о недопустимости действий, способных привести к нарушению антимонопольного законодательства.

Под такими действиями подразумевается заявление о возможном росте стоимости автомобильного топлива. Накануне Мороз в беседе с журналистом не исключил того, что в течение трех месяцев цены на российских АЗС повысятся на пять рублей.

«Высказывания в СМИ прогнозов о росте цен на автомобильные бензины могут провоцировать ажиотажный спрос на нефтепродукты и необоснованный рост цен на них», — разъяснил официальную позицию заместитель руководителя ФАС Анатолий Голомолзин.

Глава ведомства Игорь Артемьев, в свою очередь, заверил, что дефицита бензина в России в настоящее время нет, а значит, нет и предпосылок к его резкому подорожанию. Если же производители допустят необоснованное повышение цен либо другие нарушения, то к ним применят соответствующие меры, предупредил Артемьев.
Топливные пистолеты на автозаправочной станции.

Ранее, 19 марта, «Сургутнефтегазу» указали на нарушение принципа преимущественного удовлетворения внутреннего спроса. Компания увеличила экспорт автомобильного топлива. По мнению антимонопольщиков, это ведет к сокращению поставок российским потребителям.

В декабре 2016 года предупреждение от ФАС получил лично президент «Лукойла» Вагит Алекперов. Антимонопольщики сочли «неуместным» его заявление о росте цен на автомобильное топливо на 10-15% из-за предстоящего повышения акцизов. Голомолзин расценил слова Алекперова как призыв к другим нефтяным компаниям следовать примеру «Лукойла».

Рыночный механизм

Президент Российского топливного союза (РТС) Евгений Аркуша признал в беседе с РИА Новости, что его тоже неоднократно предупреждали о недопустимости прогнозов по ценам на моторное топливо.

«ФАС считает нас регулятором рынка. Какая-то правда в этом есть», — отметил он.

Высказываемые публично оценки и суждения действительно способны влиять на стоимость различных активов, подтверждают эксперты. Такие прогнозы, как правило, и учитывают спекулянты в своих стратегиях.

«Это можно наблюдать каждый день на фондовых и товарных биржах, где многие отчеты, сдвигающие курсы бумаг вверх или вниз, выполняются частными компаниями. Часто как раз с целью спекулятивных операций», — напомнил доцент кафедры менеджмента и предпринимательства факультета экономических и социальных наук РАНХиГС Евгений Ицаков.

Вечный приоритет

Для ФАС предотвращение резких колебаний топливного рынка — один из приоритетов. Ведь затраты на бензин заложены в себестоимости практически всех товаров и услуг. Таким образом, от цен на автозаправках напрямую зависят показатели инфляции.

Потребительские цены в России в январе выросли на 0,3%, а в феврале — на 0,2%. Бензин, по данным Росстата, с начала года подорожал на 0,4%.

Причина — рост топливных акцизов на 50 копеек. Второе повышение запланировано на 1 июля. В итоге, по расчетам Минэнерго, стоимость литра бензина в рознице в 2018 году из-за акцизов увеличится в общей сложности на 1,5%.

Это подтвердил вице-премьер Аркадий Дворкович. Он подчеркнул, что предпосылок для резкого подорожания автомобильного топлива нет, однако небольшие колебания вполне возможны, поскольку повысились акцизы.

В прошлом году темпы роста цен на бензин почти в три раза обогнали инфляцию — 7,3% против 2,5%. ФАС объяснила: сезонный спрос на нефтепродукты, динамика мировых цен на нефть, рост отраслевых издержек, начало плановых ремонтов ряда НПЗ и, как следствие, снижение предложения на внутреннем рынке.

Однако ключевой фактор — высокая доля фискальных сборов. Директор центра тарифного регулирования в сфере энергетики РЭУ имени Плеханова Иван Капитонов привел в пример структуру цены литра бензина марки АИ-92. На налоги приходится 65%, на затраты на переработку и логистику — 30%. Еще пять процентов — это прибыль АЗС.

Источник: РИА Новости