Тема жилищно-коммунального хозяйства остаётся темой сомнительной привлекательности. Произнесите «ЖКХ» и попробуйте перечислить образы, пробежавшие перед глазами: наверняка там будет вечно пьяный сантехник, разрытые трубы во дворе, древний механический счётчик, сто лет не ремонтированный подъезд и тому подобное. Парадокс в том, что хоть энтузиастов, формирующих современный, положительный, образ ЖКХ уже немало, образ старый сдаёт позиции крайне неторопливо: большинству обывателей вся жилищно-коммунальная сфера по-прежнему кажется скучной и даже отвратительной.

В чём причина? Рискну утверждать, не столько в недостатке усилий, сколько в инерции массового сознания. Мы, взрослые, привыкли видеть ЖКХ «советским» — и неосознанно переносим увиденное когда-то на текущий момент. Но отсюда же и решение: информационную работу нужно начинать со школьной скамьи! Чтобы граждане заинтересовались ЖКХ завтра, можно и нужно прямо сегодня объяснить школьникам хотя бы самые основные вещи.

Идея эта на самом деле не моя и на авторство я ни в коей степени не претендую. На ЖКХ-хакатоне, где я был наблюдателем в сентябре, она звучала минимум дважды. Фишка в том, как предлагается её реализовать. Ведь детям, конечно, будет скучно слушать подобное в форме лекций: представьте только, нудные часовые чтения основ электричества, водоснабжения, отопления, для школьников 5 класса!

Поэтому необходимо «подсластить пилюлю» с помощью метода, который часто называют игрофикацией. То есть добавить к скучной задаче игровые элементы, а то и вообще преобразовать её в увлекательную игру! Как показывает опыт, таким образом можно сильно облегчить усвоение знаний и снизить «порог входа» до незаметного: школьник сам не поймёт, как втянется в обучение — ведь для него это будет игрой!

Что ж, воображение рисует такую игру живо. Местом действия, конечно, должна стать обычная российская квартира. Героями — простые люди, среднестатистическая семья. Целью — достижение некоторых заданных показателей, например, по квартплате, через совершение правильных действий с доступными игроку объектами. Наконец, недурно добавить туда образовательных квестов (викторины, загадки и т.п.), незаметно подтягивающих уровень знаний игрока до современного.

Повторюсь, в той или иной форме эта идея звучала уже не раз — в том числе сформулированная для школьников младших классов. Критики, однако, справедливо замечают, что она всё-таки ближе старшеклассникам: ведь предстоит оперировать терминами из физики (в том числе киловатт*часами), иначе может получиться слишком грубое упрощение.

Зато, подобрав правильный возраст, можно надеяться на быстрый результат. Дети, получив новые знания, которые легко применить на практике (а сфера ЖКХ замечательна именно этим!), конечно, попробуют их применить. Например, заставят родителей сменить мощные лампы накаливания на (более экономичные) светодиодные, отрегулировать капающий кран, правильно поставить холодильник. И уже этот небольшой самостоятельный опыт гарантирует, что отношение к термину «ЖКХ» у ребёнка сложится иное, нежели успело сложиться у взрослых.

Короче говоря, за игру давно пора кому-нибудь взяться — и большим сюрпризом лично для меня было узнать, что такая игра уже существует. Больше того, она весьма тщательно проработана и успела выйти даже двумя версиями, а на подходе третья. Это «ЖЭКА», разработка государственного Фонда содействия реформированию ЖКХ. Сценарий её почти в точности такой, как мы набросали выше: есть большая запущенная квартира, новые хозяева (семья Лазаревых с двумя детьми), а ещё есть сказочный персонаж — домовёнок Жэка, который помогает игроку советом и делом.

Главная задача на первом этапе: минимизировать квартплату. Достигается это экономией энергии и рациональным расходованием коммунальных ресурсов: правильно выбрать и установить бытовую технику, приборы освещения, настроить краны и т.п. На втором от квартиры игрок переходит к масштабу многоквартирного дома: здесь вводятся новые понятия, в том числе ТСЖ, капремонт, авария, альтернативная энергетика. Наконец, на третьем этапе, который сейчас находится в разработке, игровой процесс охватывает уже целый квартал — со своими знаниями и проблемами (парковки, мусор, спортплощадки и пр.).

Ценно, что всё это действительно сделано по образу и подобию текущей ситуации в российском ЖКХ: термины и схемы прямо заимствованы из жизни! И графика радует глаз, и набор мелких задач-квестов. Вопрос, который напрашивается после того, как эту игру увидел: почему, существуя уже больше года, она до сих пор почти никому неизвестна? Ведь счёт скачанным копиям идёт всего лишь на сотни. Ответ, увы, вероятней всего спрятан в той же самой инерции сознания, с которой мы и начинали сегодняшний разговор: термин «ЖКХ» служит пугалом, которое не пускает «ЖЭКУ» ни в школы, ни на домашние компьютеры и телефоны.

Так что же делать? Продолжать популяризацию! Обязательно испробуйте игру сами, расскажите знакомым, а если есть возможность — и посетителям, и клиентам. Аналогов ей всё равно пока нет, зато, если появится интерес со стороны населения, идеей могут заинтересоваться уже коммерческие разработчики. И так, общими усилиями, мы в конечном счёте сменим имидж жилищно-коммунального хозяйства — сделав его интересным каждому. Как и должно быть!

Источник: Госвопрос