Поговорим?

— На дорогах существует целая культура общения, — считает преподаватель факультета гуманитарных наук Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» Елена Никишина. — Если поначалу в автонадписях очень ярко прослеживалось творческое начало владельца авто, то в последнее время используются уже более обезличенные наклейки, так как спрос на них возрос и появилась целая индустрия производства надписей для автомобилей.

Кому же прежде всего адресованы эти надписи? Елена Никишина выделяет три группы общения: «водитель — водитель», «водитель — сотрудник ДПС», «водитель — пешеход». При этом чаще посредством народного фольклора между собой на дорогах общаются водители. И что же они таким образом хотят друг другу сказать?

— Не сказать, а доказать, — поясняет исследователь. — На первый план выходит чисто психологический фактор — конкуренция: кто водит лучше и у кого машина дороже. Наиболее «многословны» как раз те, кто находится в более уязвимой позиции.

Новички за рулем оправдываются, предупреждают, самоутверждаются. При этом делают это либо в шутливой, либо в иронично-агрессивной форме: «Еду как могу!»; «Я не пьяный! Я объезжаю ямы!»; «Могу учудить!»; «Осторожно! Путаю педали!»; «Целуюсь лучше, чем паркуюсь!»; «За рулем блондинка!»; «Я учусь, имейте совесть!»

В целом, как считает Елена Никишина, у наклеек есть практический смысл — авторы предупреждают других участников дорожного движения о том, что с их машиной нужно вести себя осторожно. Лучше объехать.

А вот опытные водители, напротив, любят поучать: «Не води свой автомобиль быстрее, чем летает твой ангел-хранитель!»; «Еще раз посигналишь, вообще никуда не поеду!»; «Тише едешь — больше командировочных!»; «Тише едешь — меньше должен!»; «Не можешь обогнать, перепрыгни!»

Мал золотник, да дорог

Присутствует соперничество между обладателями дорогих и дешевых машин. И как и в случае с конкуренцией по уровню вождения, надписи чаще встречаются на недорогих машинах: «Зато не в кредит!»; «Зато не пешком!»; «Вырасту — джипом стану!» Чаще всего это самооправдание выливается в реплику-самоутверждение, смысл которой можно передать пословицей «Мал золотник, да дорог», отмечает Елена Никишина.

Владельцы дорогих машин не испытывают потребности дополнительно заявлять о статусе своего авто за редким исключением: «Размер имеет значение! Двухлитровым должен быть не только пакет сока».

Автонаклейки — это безусловный способ выделиться в толпе автомобилей

Наклейки, которые обращены к сотрудникам дорожной полиции или пешеходам, встречаются реже. В первом случае водитель как бы обороняется от действий сотрудников ДПС: «Понять, простить и отпустить»; «Остановка без причины — признак дурачины». Во втором — запугать пешеходов: «Почему пешеходы уверены в исправности моих тормозов больше, чем я?!»; «Пешеходы бывают двух видов — шустрые и мертвые». Но подобные наклейки могут привести к агрессивной реакции со стороны тех же пешеходов и полицейских, поэтому не многие водители отваживаются на них.

На дороге сформировался еще один тип дискурса, связанный с частной жизнью владельца автомобиля. Люди рассказывают друг другу о каких-то событиях в своей жизни: «Кто куда, а мы жениться!»; «Молодожены»; «У меня родился сын!»; «Еду за дочкой!»; «Ура! Я стал папой!» Случается даже такое, что с помощью автонаклеек делают предложение руки и сердца: «Любимая, выходи за меня замуж!»

— Автонаклейки — это безусловный способ выделиться в толпе автомобилей, — считает автомобильный критик Игорь Моржаретто. — Это и способ обозначить свою принадлежность к какой-то группе. Сказать: «Ребята: я свой!». Например, когда любители какой-то марки или модели машин лепят надписи: «Люблю Мазду»; «Клуб любителей Рено» и так далее. Или хоккеисты и десантники обозначают свою принадлежность к виду спорту или роду войск.

Мода на патриотические наклейки вроде: «Спасибо деду за Победу!»; «Помню, горжусь!»; «На Берлин!», появившиеся в последние годы, по мнению Моржаретто, стала спадать. «Когда появляется что-то новое, люди воспринимают это на ура! — считает автоэксперт. — А когда все это утратило новизну, многие потеряли интерес. К тому же автовладельцы, похоже, наконец-то поняли, что надпись «Спасибо деду за Победу» на продукции немецкого автопрома выглядит кощунственно!»

Ушла в прошлое мода на различную аэрографию. Хотя она во многих случаях уберегла автомобиль от угона. «Такую машину нужно быстро перекрашивать, — поясняет Игорь Моржаретто. — А у преступников нет на это времени. Либо пускать в разборку, но тогда воры не получат столько денег, сколько за целую машину». Но машины с аэрографией — это настолько индивидуальная вещь, что она может остаться со своим владельцем навсегда. Найти покупателя на машину в бабочках или самолетами на взлете удается далеко не всегда.

Источник: Российская газета