В Москве с начала года демонтировали около сотни шлагбаумов, установленных незаконно, сообщили в Госинспекции по контролю за использованием объектов недвижимости. Выясним, зачем горожане отгораживаются шлагбаумами и как сделать это по правилам.

Защита от жадности

Напомню, пик популярности шлагбаумов в Москве пришелся на 2012 и последующие годы — в это время в центре города ввели платную парковку, которая постепенно пришла и в отдаленные районы столицы. Автомобилисты, не желающие тратиться на паркинг, быстро нашли выход и стали парковаться в прилегающих к улицам дворах. Не трудно догадаться, что местным жителям такое соседство не понравилось — их дворы быстро превратились в транзитную зону, где одна за другой нарезали круги машины в поисках свободного места.

Мало того, что это не добавляет комфорта и спокойствия, так еще и вызывает серьезные вопросы в плане безопасности — разве отпустишь ребенка во двор, где постоянно ездят авто? Не говоря уж о том, что экономные автолюбители начали загонять своих железных коней и на детские площадки, и на газоны, и на тротуары.

— На нашей улице вблизи станции метро «Новослободская» платная парковка появилась несколько лет назад, — рассказывает москвичка Елена Титова, живущая на Тихвинской улице. — И прежде всего я столкнулась с такой проблемой — в будние дни в моем дворе стало невозможно припарковаться, хотя раньше такая ситуация была характерна для выходных. Причину поняла быстро — работники из ближайших офисов бросают свои машины у нас и уходят на весь день на работу.

Самой надежной защитой от такого нашествия стали шлагбаумы — благодаря им въехать во двор могут только свои. Впрочем, жители центра все прелести закрытых дворов оценили еще до появления платной парковки — шлагбаумы и даже целые заборы вокруг многоэтажек в ЦАО начали расти еще в 2000-е. Вблизи вокзалов и других мест большого скопления людей это спасало еще и от нежелательных пеших гостей, ищущих место для ночлега или даже туалета.

Забор — не роскошь

Сегодня шлагбаумами закрыты около 2,5 тысячи московских дворов, что составляет чуть больше 10% от их общего числа. Больше всего искусственных преград в центральной части города. Эти цифры отражают легальные шлагбаумы, которые установлены на законных основаниях и согласованы с местными властями.

Однако активно ставят шлагбаумы и жители отдаленных районов столицы. У них, рассказал «РГ» глава муниципального округа «Проспект Вернадского» Александр Сухоруков, другая напасть — во дворах машины бросают жители области, которые едут в столицу на работу. Они предпочитают припарковаться неподалеку от метро, а в центр добираться на подземке. Кроме того, многие гостиницы и административные центры в районе теперь используются как офисно-торговые центры, однако парковочных мест у них толком нет, и сотрудники вместе с покупателями нередко предпочитают искать парковку во дворах.

— У нас закрыты шлагбаумами около трети дворов и могу сказать, что жизнь там стала гораздо спокойнее, — объясняет Сухоруков. — Раньше дворы могли использоваться не только как стоянки, но и как дороги для объезда пробок — можно было встретить и маршрутку, и такси, и целый кортеж. А с появлением шлагбаумов дворы стали тихими, а парковочных мест, как оказалось, даже больше, чем нужно местным жителям.

На соседей, которые уже обзавелись шлагбаумами, с интересом смотрят жители пока открытых дворов и постепенно оценивают все плюсы преград. Согласованием установки шлагбаумов занимаются как раз муниципальные власти — Сухоруков говорит, что они внимательно изучают заявки, стараются учесть интересы всех жильцов и других лиц, к примеру, предпринимателей, у которых через двор может быть устроен подвоз товара. «Но практически всегда даем добро, иногда только время рассмотрения увеличивается», — уверяет он.

Договор дороже денег

Установить шлагбаум, вопреки стереотипам, не сложно, а большую часть затрат даже можно вернуть в виде выплаты из бюджета. Такое решение власти приняли в 2015 году, если ваш район входит в зону платной парковки, и вы хотите поставить шлагбаум, то за каждый можете получить субсидию в сумме 50 тыс. рублей. При том, что за эти деньги можно поставить самый простой шлагбаум, город фактически берет на себя львиную долю расходов. Но заранее деньги не получить — сначала надо все согласовать, собрать деньги и поставить шлагбаум, а потом обращаться за компенсацией.

В ЦАО в прошлом году за выплатами обратились жители 94 дворов и получили в общей сложности 4,7 млн рублей, рассказали «РГ» в префектуре округа. В этом году субсидии перечислены на установку еще 25 шлагбаумов, а в бюджете на эти целы заложено более 8 млн рублей. Но идет и обратный процесс — с начала года в округе демонтировали 39 шлагбаумов, установленных незаконно.

Кроме монтажа, деньги жителям понадобятся и на оплату централизованного диспетчера, который готов удаленно открыть шлагбаум для машин экстренных служб. Обычно это несколько сотен рублей с квартиры ежегодно.

Шесть шагов по установке шлагбаума

Необходимо провести общедомовое собрание, где будет представлено не менее половины собственников жилых и нежилых помещений. Установку шлагбаумов должно поддержать простое большинство участников собрания. Представители вашей управы и районных инженерных служб (ГУ ИС) обязаны оказать содействие в проведении собрания.

Помимо одобрения самой идеи установки шлагбаума на собрании необходимо определить схему их размещения во дворе (достаточно отметить места установки на карте) и выбрать ответственное лицо или группу жильцов, кто займется вопросом согласования в дальнейшем. Также нужно определиться с видом и характеристиками шлагбаумов.

Направить в Совет депутатов вашего муниципального округа заявление о согласовании установки шлагбаума, приложив к нему протокол общего собрания и схему размещения одного или нескольких шлагбаумов. В течение 30 дней совет выдаст разрешение на установку или даст отказ.

Если разрешение получено, то нужно собрать деньги и заказать в любой коммерческой организации установку шлагбаума. Договор на проведение работ и акт приемки нужно сохранить — они понадобятся для получения компенсации, если в вашем районе уже введена или будет введена платная парковка.

Имейте в виду, что при установке шлагбаума вы обязаны обеспечить доступ во двор машинам экстренных служб. Для этого в доме должна быть охрана или консьерж, которые смогут сами открыть шлагбаум, или нужно заключить договор с централизованной диспетчерской, которая проследит за шлагбаумом через видеокамеру.

Если решите получать субсидию, придется провести еще одно собрание и принять на нем соответствующее решение большинством голосов.

Источник: Российская газета