В Томском госуниверситете разработали программу, позволяющую анализировать в режиме реального времени данные с георадара, сканирующего покрытие автодорог. А также строить 3D-изображения его слоев для лучшего выявления дефектов.

— Сейчас для проведения экспертизы обычно берут часть дорожного полотна и анализируют его в лаборатории, однако при этом нарушается целостность покрытия, — рассказал разработчик программного обеспечения аспирант ТГУ Илья Цепляев. — А георадар прикрепляется к автомобилю и производит сканирование радиоволнами по ходу движения, не повреждая полотно. Ширина захвата зондируемой местности при этом достигает двух метров.

Как сообщили в пресс-службе ТГУ, программное обеспечение, созданное аспирантом, будет анализировать и обрабатывать собранные данные, используя быстрые алгоритмы построения радиоизображений. Высококачественная «картинка» всех слоев автодороги, включая трещины, воздушные прослойки, инородные тела и прочие дефекты, возникшие при строительстве либо эксплуатации объекта, будет выводиться на экран в режиме онлайн. Благодаря встроенной системе GPS, обнаруженные недостатки будут «привязываться» к их местоположению на дороге, что позволит ремонтным бригадам работать оперативно, а также составить карту опасных участков дорог.

В проекте, поддержанном программой «УМНИК» Фонда содействия инновациям, участвуют ученые радиофизического факультета и Сибирского физико-технического института ТГУ. Немаловажно, что томская разработка будет стоить на порядок меньше, чем аналогичные зарубежные предложения. Томский георадар в ближайшее время протестируют на московских автотрассах.

Источник: Российская газета