Во времена СССР ограбления инкассаторских машин чаще случались в художественных фильмах, чем в жизни, и это несмотря на слабое вооружение инкассаторов и полное отсутствие спецтехники. Ситуация радикально изменилась в начале 90-х: с одной стороны, зарождение рыночных отношений и появление коммерческих банков, с другой — стремительный рост криминала. Возникла необходимость в специальном инкассаторском транспорте, обеспечивающем должный уровень защиты при перевозке денег и других ценностей.

1. Инкассаторский RAF-Labbe

Странные машинки Labbe-RAF появились в СССР в конце 80-х годов. Плоские маленькие стекла, круглые бойницы, мигалки, специальная окраска… Мы уже знали, что на свете существуют бронеавтомобили для перевозки денег, потому что успели посмотреть отечественный фильм «Мираж». Там роль броневичка, на который покушаются грабители, сыграла «Нива». А в реальной жизни наш первый инкассаторский фургон был построен на базе латвийского «рафика». Не зря этот уродец чем-то напоминал изящного «прибалта»!

Топ 10 инкассаторских машин СССР (РФ)

2. Коналю-2963 на шасси УАЗ

Почти сразу к перспективной «теме» подключились отечественные производители. Страна вступала в пору рыночной экономики, и на рубеже 80-90-х недооцененные советской бюджетной системой специалисты получили возможность создавать собственные предприятия. В ноябре 1989 года в Набережных Челнах было основано НПО «Коналю» (от сокращения словосочетания «конструкционный алюминий»), изначально специализировавшаяся именно на разработке и производстве бронеавтомобилей для инкассаторов. Первый бронеавтомобиль «Коналю-2928» на базе полноприводной УАЗовской «буханки» 39-й серии собран в августе 1990года.

Топ 10 инкассаторских машин СССР (РФ)

3. ДИСА-1912 «Заслон» на шасси УАЗ

В 1990 году было создано «Малое предприятие «Московский инженерный центр «ДИСА», основным видом деятельности которого являлась разработка конструкций и производство специальной техники, в том числе и бронированной. Предприятие одним из первых изготовило бронеавтомобиль «ДИСА-1912 Заслон» на базе автомобиля УАЗ-3741 с колесной формулой 4×4. Выбор полноприводной УАЗовской платформы в качестве базовой для первых отечественных разработок объяснялся, во-первых, соответствием ее возможностей специфическим требованиям, предъявляемым к инкассаторским машинам, а во-вторых, доступностью, в том числе и ценовой.

Топ 10 инкассаторских машин СССР (РФ)

4. Инкассаторский автомобиль ШЗСА-3939 на шасси УАЗ-31512

В начале 90-х начали появляться первые отечественные коммерческие банки. Большинство из них для перевозки наличности предпочитали не обращаться к услугам «РОСИНКАС», а обзаводились собственными инкассаторскими службами, закупая необходимую технику на рынке. Соответственно, этот рынок следовало насытить исходя из его конъюнктуры. Однако попытки коммерческих банков сэкономить на транспорте вовсе не означали, что ведущие разработчики и производители «спецсредств» относились к своему делу безответственно. Например, в 1994 году президент «Коналю» К. Бабиков описывал процесс создания «броневиков» на своей фирме так: «Первое, что мы сделали, — построили «модель нападения», где учли тип оружия, место, время, особенности маршрута, типичные приемы и повадки преступников, которые нападали на машины инкассаторов у нас и за рубежом. Отталкиваясь от «модели нападения», разработали защиту и приступили к производству бронеавтомобиля». Вскоре выяснилось, что подобную работу вели и другие отечественные предприятия.

Топ 10 инкассаторских машин СССР (РФ)

5. Инкассаторский автомобиль АС-1925 «Онега»

В первой половине 90-х уже были приняты ГОСТы (характеристики классов защиты средств индивидуальной бронезащиты), на соответствие которым производителям выдавались сертификаты, позволяющие регистрировать инкассаторские автомобили в ГАИ по своей специальности. Такая регистрация освобождала водителей инкассаторских машин от обязанности выполнять требования сотрудников автоинспекции по досмотру. К 1994 году Сертификаты НИИ спецтехники МВД РФ получили пять машин.

Топ 10 инкассаторских машин СССР (РФ)

6. Инкассаторский грузовик класса Б «Коналю-4828»

В категории «А» (инкассирование внутри города, грузоподъемность 300-400 килограммов, три человека экипажа) — бронированный автомобиль-фургон «Коналю-2928» (торговая марка «Коналю-330») на шасси УАЗ-3962; модель «Броспер» (бронированное средство передвижения), также на шасси УАЗа производства ассоциации ЭЛЛУР (Ульяновск); и броневик центра гибких технологий (Москва).

Топ 10 инкассаторских машин СССР (РФ)

7. Инкассаторский автомобиль «Ирбис» 19522 на шасси Ford Ranger

Одним из самых эффектных представителей «броневиков» является «Ирбис» 19522, который Санкт-Петербургское предприятие ООО «ГАС» строит на базе джипов Ford Ranger по технологии внутреннего бронирования. При этом появление подобных машин нельзя считать инженерной самодеятельностью. Помимо Сертификатов соответствия броневой защиты ГОСТу Р 50963-96, для производства таких машин были получены ОТТС (одобрение типа транспортного средства) и разрешения заводов-изготовителей на использование базовых шасси.

Топ 10 инкассаторских машин СССР (РФ)

8. Инкассаторский автомобиль ГАЗ-3934 «СИАМ»

Не исчез спрос и на спецтехнику, созданную на базе отечественных автомобилей. В течение последних двадцати лет инкассаторский мундир от разных производителей примерили не только идеально вписывающиеся в инкассаторскую «идеологию» ульяновские полноприводники и «Нивы», но и модели, на первый взгляд, не слишком совместимые с образом броневика: автобусы ПАЗ, «Газели» идажетольяттинский минивэн ВАЗ-2120 «Надежда».

Топ 10 инкассаторских машин СССР (РФ)

9. ВАЗ-21213

В 1995 году ряды инкассаторских броневиков пополнила легковушка Бронто-212182 «Форс» на базе «Нивы» с трехдверным кузовом. Несмотря на легкий статус, к исполнению своих обязанностей авто было подготовлено вполне серьезно. Оно заработало 3-класс защиты, то есть способно было выдержать стрельбу из автомата Калашникова пулями до 7,62 калибра.

Топ 10 инкассаторских машин СССР (РФ)

10. ГАЗель

Эта модель горьковского автозавода стали новым словом для производителей бронетехники. Выпуск на базе «ГАЗелей» с 1996 года был не просто заказным, а мелкосерийным, а с 1998 года — серийным. До сих пор автомобили на базе моделей ГАЗ — самое многочисленное семейство инкассаторских машин в России.

Топ 10 инкассаторских машин СССР (РФ)