На авиа шоу и авиасалонах зрители с замиранием сердца смотрят в небо, когда лётчики на своих «железных птицах» выполняют фигуры высшего пилотажа. Изначально их придумывали для того, что бы испытать самолёт в критических условиях, посмотреть, что может машина и как из неё «выжать максимум». Так, легендарный «боевой разворот» появился при испытании торможения истребителей. А старейший элемент – петля Нестерова,  появилась при испытании максимальных нагрузок на фюзеляж самолета при вращении.

Петля Нестерова

Петля Нестерова

 

Пётр Нестеров, российский пилот считается «дедушкой» высшего пилотажа, именно ему принадлежат известные фигуры штопор, бочка и петля Нестерова.  Последняя, до сих пор считается самой трудной в исполнении фигурой, хотя с момента первого выполнения петли прошло чуть более сотни лет. Суть приёма в том, что самолет, набрав скорость, начинает набирать высоту и сбрасывать скорость, двигаясь по траектории окружности, он переворачивается в воздухе, выписывая петлю. Затем машина выравнивается и движется снова по линейной траектории.

Чакра Фролова

Чакра Фролова

Эта фигура была показана в 1995 году пилотом Евгением Фроловым. С земли она напоминает медленный переворот самолёта в воздухе по круговой траектории. В воздухе самолёт разворачивается на 360 градусов вокруг собственной оси. Фролов демонстрировал этот элемент на самолёте Су —  37. По сей день  эта фигура используется в авиа шоу и показательных полётах самолётов класса Су.

Кобра Пугачёва

Кобра Пугачёва

Это элемент был впервые выполнен в июне 1987 года советским пилотом Игорем Волком. Своё название получила фигура из-за того, что напоминает кобру в состоянии агрессии – самолёт оставляет за собой в небе шлейф, напоминающий змею, которая готовится к атаке. Сначала самолёт набирает высоту, а затем резко поднимается вверх, зависает на мгновенье и затем снова плавно снижается.

Бочка

Бочка

Этот элемент высшего пилотажа известен с начала 20 столетия, первым бочку в небе выполнил Иван Нестеров «дедушка» высшего пилотажа. Суть этого элемента заключается в том, что во время полёта самолёт начинает вращаться вокруг своей оси на 360 градусов и при этом не меняет траекторию полёта. Известна бочка на один поворот, на два, на три. Российская авиа спортсменка Светлана Капанина в 1999 выполнила в небе бочку в три оборота. До сих пор её рекорд никто не побил.

Колокол

Колокол

Колокол не сложная, но при этом довольно опасная фигура высшего пилотажа. Она впервые была выполнена белорусским лётчиком Анатолием Квочуром в 1998 году. Суть элемента заключается в том, что набрав высоту, лётчик отклоняет корпус самолёта от оси набора высоты и заглушает двигатель на долю секунды. В это время в свободном падении корпус самолёта самостоятельно из горизонтального переходит в вертикальное положение. Затем пилот запускает двигатели и снова набирает высоту.

Горка

Горка

Изначально горка выполнялась как сложный противоракетный манёвр и на момент своего появления (70-е годы прошлого столетия) была очень трудна в исполнении. Элемент состоит из набора высоты, кругового захода на снижение и плавного скользящего снижения под углом в 45 градусов. На максимальной высоте элемента (на пике) совершается ранверсман – то есть разворот самолёта вокруг своей оси.

Штопор

Штопор

Самая зрелищная фигура высшего пилотажа. Штопор  собой представляет спиралевидные движения самолёта на снижении по траектории резкой спирали. Впервые этот элемент (штопор нисходящий) был выполнен в 1912 году британцем  Уилфредом Парком на биплане. Сейчас существуют две вариации штопора – нисходящий, когда самолёт снижается во вращении, и восходящий, когда во вращении он набирает высоту.

Фиксированная бочка

Фиксированная бочка

Этот элемент  — упрощенная вариация бочки. Отличие в том, что при фиксированной бочке самолёт не совершает полное вращение вокруг своей оси, или же несколько повторяющихся оборотов. В фиксированной бочке лётчик делит один элемент пополам. Сначала ставит машину вертикально на крыло  (180 градусов поворота) а затем после движения в этом положении доделывает элемент.

Горизонтальный нож

Горизонтальный нож

Это полёт в горизонтальной плоскости, так же как и в предыдущем элементе, пилот выводит машину на крыло, но затем возвращает её в исходное положение. Итальянская команда пилотов «Итальяно Триколоре» сделала этот элемент своей «визитной карточкой», именно с ножа начинают итальянцы своё выступление в воздухе, а заканчивают выпусканием дымов в цвет своего флага.

Боевой разворот

Боевой разворот

Совсем недавно этот приём был на вооружении у военных лётчиков, но теперь его практикуют и спортсмены  — суть в том, что при наборе скорости самолёт совершает поворот на 180 градусов в горизонтальной плоскости.  Из обычного положения на развороте самолёт выходит в горизонтальное (на крыло) а затем снова продолжает движение.

Видео: Топ 10 фигур высшего пилотажа