Потребуется не менее пяти лет, прежде чем в наших городах из центров исчезнет хаотично расставленный транспорт и уменьшатся дорожные пробки. Такой прогноз дали эксперты, проанализировав организацию движения в городах.

В центре внимания этого исследования были платные парковки, на которые многие возлагают большие надежды. Но все оказалось не так просто.

Стой, но цену знай

Четыре года назад спрос на стоянки в Петербурге почти на 90 процентов превысил предложение. И власти ввели зону платной парковки в Центральном районе, которая охватила 27 улиц. Час стоит 60 рублей. И машины здесь не задерживаются. 83 процента стоят менее трех часов. Впрочем, это не так уж и мало.

В Хабаровске парковка в дневное время в два раза дешевле питерской. Но популярностью она не пользуется. Заруливают на нее редко, а те, кто заезжал, платить не спешил. Три года. Именно столько лет в Хабаровске не было штрафов за неоплаченную стоянку. Потом появились: от 700 до 1000 рублей. Деньги пошли, но все равно вяло. Тогда построили двухуровневую подземную парковку на 110 машиномест. Пока она работает в тестовом режиме, без оплаты.

Деньги — не главное

В Белгороде пошли другим путем. Платные парковки сделали не ради денег. Первая появилась у городской больницы. Сначала это вызвало волну возмущения, но затем люди начали видеть в этом и плюсы. Льготникам платить не пришлось, а для всех остальных первые два часа сделали бесплатными. Проходимость парковки увеличилась, здесь теперь оставляют машины пациенты, а не все подряд.

Дальше платные зоны появились у детской поликлиники и центрального рынка, но это уже не смутило белгородцев. К слову, чиновникам пришлось изменить привычку — парковаться около администрации на весь рабочий день. И некоторые пересели на общественный транспорт. Час парковки стоит 30 рублей. Штраф составляет тысячу рублей.

Платить бы рад…

В Казани платные парковки существуют уже два года. И все бы хорошо, да никак здесь не придут к консенсусу по оплате. Наличными она здесь не предусмотрена. Люди жаловались в ФАС. Разбирательство пока оно не завершено. Не устраивает владельцев авто и то, что паркоматы зачастую расположены в квартале от парковки.

Тем не менее загрузка муниципальных парковок составляет примерно 85 процентов, хотя цена часа-50 рублей. Штраф за неоплату — 2,5 тысячи рублей.

Взимание штрафов — отдельная тема. Курьезная ситуация сложилась с платными парковками в Ростове-на-Дону. По факту они существуют, только за них платить никто не хочет. Оператор местного парковочного пространства не смог договориться с ГИБДД, как должна работать система взимания штрафов. И люди как парковались на своих привычных местах, так и продолжают это делать. Свободных мест в центре практически никогда нет. И платы нет. Хотя только первые 15 минут здесь можно стоять бесплатно, затем необходимо вносить 35 рублей в час. Получается, что восьмичасовой рабочий день обойдется в 315 рублей. Правда, чиновники обещали построить бесплатные перехватывающие парковки на подъездах к центру, чтобы люди могли там оставлять машины и пересаживаться на общественный транспорт. Но пока не сделали.

Остались при своих

А вот власти Владивостока так и не ввели платные парковки, хотя пробки для приморской столицы — обычное явление. Правда, попытки упорядочить стоянку авто предпринимались, и не раз.

Впервые об организации платных парковок в центре города местная администрация заговорила летом 2016 года. Даже называлась точная цифра, сколько там может разместиться машин, — 3113. Но в соцсетях идею мэрии раскритиковали: горожане припомнили властям так и невыполненное обещание создать бесплатные парковки, а также точечную застройку, которая ведется в тех местах, где спокойно стояли бы автомобили. Нет платных парковок и в Чечне. И, по заявлению министерства автомобильных дорог региона, в ближайшее время их создание не планируется. Единственный крупный город, где было бы оправдано их появление, — это Грозный. Однако и там местная власть против такой инициативы.

«Гости и жители столицы Чечни могут оставлять свои автомобили везде, где захотят, если этого не запрещают дорожные знаки и разметка. Город не перегружен автомобилями, нет проблем с пробками, поэтому и сложностей с парковками не возникает», — сообщили корреспонденту «РГ» в министерстве автомобильных дорог Чечни.

Нельзя только запрещать

Точной цифры, сколько сегодня в стране платных парковок, нет. Как нет и обязанностей вводить плату за стоянку авто.

«Но это одна из самых простейших мер разгрузить дороги», — считает директор Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ «Высшая школа экономики» Михаил Блинкин.

«В Америке платные парковки существуют с 20-х годов прошлого века, в Европе — с 60-х, — добавляет директор Центра исследований транспортных проблем мегаполисов Константин Трофименко. — Из плюсов такой политики могу отметить увеличение скорости движения в каждом из городов на 5-10 процентов. Примерно на 20 процентов снижается и так называемый блуждающий трафик. Это перемещения авто в поисках свободного места. В зонах платной парковки практически всегда можно найти свободные места, так как люди уже не хотят оставлять свои машины на сутки, как при бесплатной стоянке. Среднее время нахождения на платной парковке составляет 3-4 часа».

А вот распространенное мнение о том, что введение платной парковки подстегивает людей пересаживаться с личного на общественный транспорт, Трофименко опровергает. «На общественный транспорт пересаживаются не более 5-10 процентов автовладельцев, — говорит Трофименко. — Именно настолько улучшается и пропускная способность улиц. И это мировая практика».

Платные парковки на 5-10% увеличивают скорость 
движения в городах

А минусы платного паркинга — это, по мнению эксперта, непрозрачность расходования средств. Эксперт отмечает, что парковки дают городским бюджетам серьезные поступления. Так, например, казна Казани пополнилась на 40 миллионов рублей за счет внесения платы за стоянку и еще на 50 миллионов — за счет взыскания неоплаченных штрафов. А в Северной столице доход от эксплуатации платной зоны составил более 150 миллиона рублей. Еще почти полмиллиарда взыскали с нарушителей. «Но, понимаете, плательщик не может проследить в режиме реального времени, куда в действительности идут его деньги, и это создает определенное раздражение и напряжение», — подчеркивает Трофименко.

Оценивая в целом существующее на сегодняшний день российское платное парковочное пространство, Трофименко отмечает, что города, где оно приближено к европейским стандартам, можно пересчитать по пальцам одной руки: Москва, Петербург и Казань

«Нельзя только запрещать и ограничивать, — констатирует эксперт. — Как, например, сделали в Красноярске: в центре ввели платную парковку, но не пустили туда общественный транспорт. А возмущенным жителям сказали: «Хотите попасть в центр — заказывайте такси». Нужны комплексные программы, включающие развитие наземной сети общественного транспорта, строительство перехватывающих парковок на подъездах к городу и центру города, создание альтернативных способов передвижения на автомобилях (система каршеринга). Пока все это делается лишь в столицах. Но здесь власти не могут опираться только на бюджетные средства. К строительству перехватывающих паркингов привлекают инвесторов, тем же каршерингом (сдачей машин в аренду) занимаются частные операторы. Насколько региональный бизнес готов включиться в подобные программы у себя, можно узнать только опытным путем».

Платный паркинг не заработает на полную силу до того времени, пока полностью не будут решены вопросы администрирования, добавляет Блинкин. Так, в Москве платные парковки полностью в ведении бюджетной структуры — Администратора московского парковочного пространства. Эта структура за счет бюджета размечает места, ставит паркоматы, заказывает разработку мобильных приложений, фиксирует нарушителей, разбирается с жалобами. Содержать ее — дорогое удовольствие. Поэтому в других городах, где бюджеты в разы скромнее, просто нанимают некие компании администрировать работу платных парковок. Привлеченные фирмы должны зарабатывать сами для себя. Но те, как правило, слабо справляются. «А когда из рук вон плохо поставлена работа взимания платы и взыскания штрафов, тогда система работать не будет», — подчеркивает Блинкин.

Источник: Российская газета