Закон о риск-ориентированной модели в работе контрольно-надзорных ведомств, который может быть принят уже в этом году, изменит подходы к проведению проверок в вузах. Об этом сообщил начальник управления Рособрнадзора Сергей Рукавишников по итогам Общественного совета ведомства.

«Сейчас правительство и МЭР взяли курс на внедрение риск-ориентированной модели в контроле и надзоре. Не только в образовании, но и во всех отраслях надзорной деятельности по всей стране. До конца года планируется принять соответствующий федеральный закон. Он установит новые стандарты контрольно-надзорной деятельности, которые будут внедрять все надзорные ведомства», — сказал Рукавишников.

Он добавил, что сейчас Рособрнадзор прорабатывает новую модель контрольно-надзорной деятельности в сфере образования. «В конце года, когда выйдет соответствующий закон, мы будем ее реализовывать. Сегодня большую часть проверок мы проводим в соответствии с утвержденным планом на год или поручением правительства. В будущем закон наделит нас правом, анализируя всю систему образования, выделять зоны повышенного риска и сосредотачивать свои усилия именно там, где это больше всего нужно», — отметил Рукавишников.

Он также не исключил возможности изменения оснований для проведения проверок. Так, в соответствии с разрабатываемым законом, могут появиться критерии, относящие вузы к определенным группам риска. «При отнесении к группам риска будут учитываться характер и частота нарушений, а также эффективность устранения вузами выявленных недостатков», — уточнил начальник управления ведомства.

Следующий шаг

«Был сложный период, три года, когда увеличивалось количество проверок. Шли проверки по итогам мониторинга, который проводило министерство. На сегодняшний день большая часть вузов, у которых были выявлены несоответствия государственным стандартам, были лишены государственной аккредитации», — сказал ТАСС глава Рособрнадзора Сергей Кравцов.

«У нас уменьшается количество, как плановых, так и неплановых проверок. На сегодняшний день Рособрнадзор не получил поручения правительства по проверкам вузов по итогам мониторинга Минобрнауки России 2016 года. Фактически мы говорим о надзорных каникулах», — уточнила ТАСС замруководителя ведомства Наталия Наумова.

По словам Кравцова, сейчас ведомство занимается вопросом о том, что нужно делать в дальнейшем. «Сейчас возникает вопрос, как нам работать с теми вузами, которые эффективны. Конечно, нужно говорить, прежде всего, о качестве образования. Пока в системе высшего образования у нас не будет объективных экзаменов, пока мы не будем понимать, какое качество образования в том или ином вузе, нам этот следующий шаг сделать будет очень сложно», — считает он.

В качестве примера он привел последние данные исследования, проведенного Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) по системе высшего образования и ее влиянию на уровень грамотности. Согласно результатам этой работы, Россия — единственная страна в мире, где влияние школьного образования на грамотность достаточно высока, а высшего — практически не влияет.

«Одна из основных причин — это необъективное оценивание студентов, взятки на экзаменах, отсутствие реальных занятий. У нас подготовлена новая модель контрольно- надзорной деятельности. Мы хотим перейти к некому постоянному мониторингу, который бы выявлял те вузы, которые надо проверять», — подчеркнул Кравцов.

Источник: ТАСС