Льготный период для пользователей системы взимания платы за проезд большегрузов «Платон» будет продлен. Как сообщил премьер-министр РФ Дмитрий Медведев, текущий тариф будет проиндексирован лишь на 25%. Ранее предполагалось увеличить тариф вдвое с 15 апреля 2017 года.

Постановление правительства об индексации тарифа и продлении льготного периода будет опубликовано 24 марта. По словам Медведева, такое решение поможет всем грузоперевозчикам лучше приспособиться и еще раз верифицировать работу самой системы, увидев ее сильные и слабые стороны.

«Я считаю, мы могли бы вот эту экспериментальную часть не сплющить, а растянуть и продлить льготный период, который существует, то есть отказаться в настоящий момент на время от более жестких решений, которые были приняты, и проиндексировать тариф на ближайшее время на меньшие суммы, то есть на 25% к установленному сегодня тарифу», — сказал Медведев на встрече с представителями малого и среднего бизнеса в сфере автоперевозок.

Вице-премьер Аркадий Дворкович отметил, что отказ от двукратного повышения платы в системе «Платон» связано с «необходимостью устранить недостатки, которые до сих пор существуют в системе».

ДЕЙСТВОВАТЬ СООБЩА

Медведев призвал устранять недостатки в работе системы «Платон» в диалоге с водителями большегрузов. При этом премьер подчеркнул, что сама система нужна: она помогает восстанавливать дороги, а также распознавать недобросовестных перевозчиков.

«В целом эта система нужна, потому что она все-таки помогает нам восстанавливать дороги, и с другой стороны она показывает всех, кто работает по-честному, вбелую, отделяя их от тех, кто занимается недобросовестной конкуренцией», — сказал Медведев, напомнив, что подобные системы существуют во многих странах.

Глава правительства отметил, что необходимость в такой системе осознают и сами автоперевозчики. Он подчеркнул, что сама система работает, и заложенные в ней принципы являются правильными, но «нужно отладить все организационные и правовые механизмы, это совершенно очевидно».

ЛЕКАРСТВО ДЛЯ НЕДОБРОСОВЕСТНЫХ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ

Если изначально Минтранс освободил водителей от уплаты штрафов, то теперь правительство готово вернуться уже к вопросу повышения штрафов. По словам Дворковича, повышенные штрафы за нерегистрацию в системе взимания платы с большегрузов «Платон» могут вступить в силу во втором полугодии. Медведев сообщил, что правительство в будущем подготовит соответствующий нормативный акт.

«По поводу увеличения штрафов. Мы действительно колебались, надо ли делать сразу большие штрафы, и вы сомневались в этом, когда мы обсуждали эту систему. Но вот уже сейчас все признают, что штрафы должны быть больше, чтобы система работала честнее. Давайте мы к этому вопросу вернемся так, чтобы не исказить картинку, но в то же время чтобы побудить всех, кто не зарегистрировался, вести себя честно», — сказал Медведев, заметив, что такой шаг поможет избежать недобросовестной конкуренции. Он сообщил, что подпишет соответствующее поручение.

КАК ВВОДИЛИ СИСТЕМУ

Согласно постановлению правительства РФ от 31 января, тариф «Платона» с 15 апреля 2017 года должен был вырасти вдвое — до 3,06 рубля за километр пути. В настоящее время тариф составляет 1,53 рубля за километр вместо изначально запланированных 3,73 рубля. Нынешний тариф является льготным — он был введен в конце 2015 года, когда система стартовала. Тогда Минтранс согласился на снижение тарифа более чем в два раза, а также временно освободил водителей от уплаты штрафов.

С марта 2016 года тариф должен был вырасти до 3,06 рубля, но по факту льгота была продлена до осени без указания какой-либо даты. О возможности ее отмены Росавтодор заговорил в сентябре прошлого года. Минтранс РФ предложил поэтапное повышение тарифов — с февраля 2017 года до 2,61 рубля за километр, с июня того же года — до 3,06 рубля за километр.

В январе этого года министр транспорта Максим Соколов сообщил, что повышение тарифа «Платона» может быть однократным со сдвижением срока. В конце января Дворкович заявил, что средневзвешенная ставка в 2017 году будет ниже предложенной Минтрансом при поэтапном повышении тарифа. Это, по словам вице-премьера, должно уменьшить нагрузку на бизнес.

По данным Минтранса, в 2017 году «Платон» с учетом двухэтапного повышения тарифа может собрать около 33 млрд рублей. Российские регионы в 2017 году, по данным Росавтодора, планируют построить и отремонтировать на средства системы «Платон» 31 мост.

Система «Платон» по взиманию платы с грузовиков введена 15 ноября 2015 года. Деньги идут в дорожный фонд в качестве компенсации за разрушение трасс грузовиками массой более 12 тонн. Владельцы грузовиков обязаны зарегистрировать машины в системе «Платон», установить специальное бортовое устройство или оформить маршрутную карту перед выходом в рейс. Несоблюдение правил влечет административную ответственность. Данное нововведение вначале было встречено акциями протеста не готовых к новым тарифам дальнобойщиков.

Организации имеют право уменьшить транспортный налог, начисленный с 1 января 2016 года, на плату в счет «Платона». Оператором системы является РТ-Инвест Транспортные Системы.

Все средства, собранные системой «Платон», ежедневно перечисляются в дорожный фонд страны. Первые средства «Платона» правительство РФ выделило в 2016 году на ремонт более 1000 км самых проблемных дорог в 40 городах и регионах, по которым ездят, в том числе, и грузоперевозчики. Среди них, в частности, Омск, Петрозаводск, Сыктывкар, Киров, Челябинск, Пермь, Волгоград, Саратов и Рязань. За счет средств от «Платона» будет также построено 7 новых мостов до конца 2018 года и отремонтировано 24 аварийных моста в этом году. По словам министра, без такого дополнительного финансирования ремонт этих мостов был бы невозможен в ближайшее десятилетие.

Конституционный суд России в мае признал соответствующим Конституции РФ взимание платы с дальнобойщиков в рамках системы «Платон», но исключил произвольное повышение тарифов, помимо индексации.

Источник: Прайм