МТС обошла «Мегафон» по размеру 4G-сети в России, сообщил на прошлой неделе Роскомнадзор. Как в условиях экономического кризиса построить мощнейшую сеть, на что обращать внимание при выборе мобильного оператора? Когда в России появится 5G и стоит ли ждать объединения частот с «Билайном»? Об этом рассказал вице-президент МТС по технике и ИТ Андрей Ушацкий.

Корреспонтеднт: В кризисное время МТС не снизила темпов развития сетей и в конце 2015 года запустила их во всех регионах присутствия. Как с учетом снижения курса рубля вы закупали оборудование? Не проще ли было сократить уровень вложений в сеть, переждать кризис?

Андрей Ушацкий: МТС форсирует строительство LTE-сетей из-за роста мобильного интернет-трафика: в 2015 году его потребление абонентами увеличилось в четыре раза, причем около четверти этого трафика прошло через сети четвертого поколения. Мы понимаем, что если абонент купит смартфон, вставит туда сим-карту МТС и не сможет посмотреть видео в YouTube, общаться в соцсетях или совершить видеозвонок, он уйдет к другому оператору. Кризис не был помехой в нашей масштабной стройке. Залогом этого, в частности, послужили авансовые платежи, которые мы сделали вендорам в 2014 году, чтобы снизить влияние колебаний курсов валют на объем инвестиций.

В 2015 году в России построили больше базовых станций сети LTE, чем за все предыдущие годы вместе взятые. Наши абоненты обслуживаются во всех 83 регионах присутствия МТС — это тоже максимальный показатель в России. Мы используем базовые станции LTE-1800, покрытие которых в 3-4 раза больше, чем у обычного оборудования, и это обеспечивает нам лучшее покрытие сетей в стране. Чтобы обеспечить своим клиентам высокие скорости интернета, МТС вложила в 2015 году в развитие сети в России почти 80 миллиардов рублей — больше, чем остальные операторы «большой тройки».

К вопросу о скорости интернета: разгорелся нешуточный скандал по поводу замеров качества связи. Почему МТС так против замеров, вам есть что скрывать?

В прессе и социальных сетях регулярно публикуются разного рода отчеты о качестве связи операторов на основании тест-драйвов. Скажу вам как профессионал — достоверно измерить качество сети любого оператора с помощью одного такого теста невозможно. Кто-то делает выводы на основании тысячи соединений или говорит, что сделал тысячу соединений. Кто-то — проезжая по определенным улицам. У всех таких замеров есть одна общая черта — они всегда проводятся по заказу какого-нибудь оператора. Могут ли эти данные отражать хоть сколько-нибудь реальное положение вещей, если в день москвичи совершают несколько сот миллионов звонков в самых разных направлениях? Открыт вопрос и с точки зрения маршрутов, времени этих замеров.

Я не уверен, что добросовестность замеров можно однозначно проверить. Мы против замеров, выполняемых с пиар-целью, потому что они не дают реальной картины, дезориентируют абонентов.

Есть и исследования, которые строятся на замерах людей, например, через мобильное приложение в смартфоне. Им тоже нельзя верить?

В любом исследовании есть доля вероятности. Но, конечно, выводы, основанные на замерах самих пользователей, более объективны — люди отслеживают состояние сети там, где они бывают — дома, на работе, в дороге. То есть проверяют состояние сети на маршруте, которым пользуются сами. Значит, такие замеры релевантны для конкретной ситуации абонента. И выводы можно экстраполировать на качество сети конкретного оператора в целом. Хотя и здесь остается элемент вероятности, но, по сравнению с исследованиями по заказу операторов с целью PR, он мизерный.

На что нужно обращать внимание при выборе оператора, чтобы не прогадать с качеством связи?

Во-первых, принять тот факт, что на сегодняшний день технически сети очень похожи. И проще выбирать оператора по тарифам или необходимым лично вам сервисам. Во-вторых, это личный опыт — только вы сами можете определить, есть ли достаточная скорость и качество там, где вы живете, работаете, ездите. В-третьих, учитывайте информацию о работе оператора на рынке, например, объем затрат на развитие сетей.

Операторы — публичные компании, они каждый квартал публикуют для акционеров официальные отчеты о доходах, качестве, инвестициях. Инвестиции — это фактический параметр, поскольку есть прямая связь между объемом вложенных денег и теми сервисами, которые получают абоненты. И в отношении телекоммуникаций, пожалуй, справедливо сказать, что чем больше денег инвестировано в сеть и IT, тем лучше качество связи и сервисов. Если вы, например, корпорация, и хотите сделать действительно взвешенный выбор, посмотрите, скажем, на уровень оттока абонентов у оператора — долю пользователей, отказавшихся от услуг оператора за квартал.

Значит, вы избегаете сравнивать качество связи между операторами?

По замерам, которые делаются с целью опубликовать их в средствах массовой информации, то есть с целью пиара, а не для реального выявления и решения совместно с операторами имеющихся проблем, объективно судить о качестве связи, конечно, нельзя.

Вот смотрите, что происходит. Какие-то «исследователи» провели тест-драйв, попытавшись сравнить качество сети давно работающих операторов в Москве и нового оператора. Что могут показать такие замеры? Что качество сети нового оператора практически по всем параметрам лучше. Хотя по количеству базовых станций, покрытию сетями новый игрок очень сильно проигрывает «большой тройке». Как такое происходит? Очень просто: построенная недавно сеть нового оператора, пусть даже в 10 раз меньшая по сравнению с другими, всегда покажет лучшее качество только потому, что в этой сети просто почти нет абонентов. То есть сеть фактически пустая. И поэтому демонстрирует высокие скорости мобильного интернета. Но совершенно ясно, что по мере роста числа абонентов технические характеристики сети существенно изменятся в худшую сторону. Тут-то и встает вопрос о количестве базовых станций, зоне покрытия сетей, инвестициях и т.д. Я думаю, любое исследование, сделанное с целью пиара, всегда обслуживает интересы конкретного оператора, надеющегося таким образом заманить в свою сеть новых абонентов.

Чем конкретно МТС меряет свое качество?

Прежде всего — реальными работами по развитию сети. Так, например, только в течение текущего года в московском регионе компания построила порядка 4500 новых станций, из которых более половины пришлось на стандарт LTE. По нашим собственным замерам, у МТС показатели по успешности звонков — более 99 процентов и наименьшая вероятность обрывов вызовов — 1,3 процента. Мы всегда лидировали и по скорости передачи данных в московском регионе. В России мы обеспечиваем мобильной связью 98 процентов всей населенной территории страны, более половины базовых станций приходятся на стандарты третьего и четвертого поколений.

МТС и Ericsson недавно подписали первое в России соглашение о совместном строительстве сети пятого поколения к чемпионату мира по футболу 2018 года. Зачем такая гонка в технологиях, не лучше ли сосредоточиться на том же 3G и покрыть этими сетями каждый метр?

Не лучше, и не имеет смысла. Мы исходим из реальных потребностей пользователей. Сегодня каждый третий смартфон, который покупают в России, работает в сети четвертого поколения — LTE, и спрос на скоростной мобильный интернет растет в геометрической прогрессии. Поэтому МТС к концу 2015 года запустила эти скоростные сети во всех регионах присутствия. В то же время мы видим, что около половины абонентов мобильной связи все еще пользуются исключительно голосовыми услугами, поэтому мы продолжаем развивать и поддерживать сети предыдущих поколений. Всего МТС за последние три года вложила в качество связи более 220 миллиардов рублей, это в полтора раза больше, чем ближайший из конкурентов. И, конечно, наши пользователи ощутили эти инвестиции на себе: телефоны стали быстрее выходить в сеть, быстрее и без перебоев «качать» и лучше слышать собеседника.

Что касается проекта с 5G, мы хотим протестировать новые технологии, понять, как работает оборудование, какие мы сможем обеспечить средние и максимальные скорости интернета. Уже сейчас понятно, что сети 5G будут в десятки раз быстрее нынешних LTE — не мегабиты, а гигабиты в секунду. Даже видеоролики будут мгновенно «летать» по новым сетям — заснятый на видео гол может появиться в вашей соцсети раньше, чем судья успеет свистнуть и указать на центр поля.

Правда ли, что большинство владельцев LTE-гаджетов живет в Москве? Значит ли это, что скоро сеть перегрузится и скорости упадут?

Города-миллионники и Москва в частности — основные места генерации LTE-трафика. Это вызвано большим, чем в среднем по России уровнем дохода, обусловившим высокое проникновение LTE-устройств. Так, после включения технологии LTE-1800, на которых работают большинство устройств в мире, в нашей сети разово появилось больше миллиона LTE-смартфонов, которые не могли работать в ней раньше.

Собственно, для того чтобы скорости не упали, МТС и строит новые базовые станции. В конце 2015 года мы запускали в Москве сотни базовых станций в неделю, чтобы обеспечить хорошее качество связи в местах генерации трафика. Кроме того, мы делали нашу сеть более гибкой с точки зрения использования частот: сейчас LTE-сеть накрывает Москву как слоеный пирог, а устройства клиента подключаются к самым ее «аппетитным» кускам, которые не загружены, и абоненты могут комфортно выходить в интернет. За год объем интернет-трафика в сетях четвертого поколения в Москве вырос в три раза, средние скорости, по нашим замерам, не упали, а увеличились.

Что, кроме сети, влияет на скорость интернета у пользователя?

Есть два главных фактора скорости интернета у конкретного пользователя: качество сети оператора и класс смартфона. В одном и том же месте у разных смартфонов скорость может отличаться даже не в разы, а в десятки раз. Максимальные скорости показывают современные смартфоны с поддержкой LTE, в том числе те, которые могут работать сразу в нескольких диапазонах — с LTE-Advanced. Такие устройства могут разгоняться до 300 Мбит/с — это больше, чем средние скорости проводного интернета в России. Поэтому, если вы собираетесь смотреть на смартфоне фильмы или видео, обращайте внимание на поддержку LTE-Advanced.

Существует ли открытая карта покрытия оператора по России, по Москве? В каких общественных местах сотовый сигнал не работает в связи с безопасностью или особенностями здания, материалов?

Пользователи могут получить такую информацию на сайта почти всех операторов. Помимо покрытия улиц, то есть открытых мест, мы постоянно развиваем сети и внутри зданий — торговых и офисных центров, домов, аэропортов. Именно внутри помещений — квартир, офисов, торговых центров — совершается больше всего звонков и интернет-сессий, на них приходится около 70 процентов всего трафика сотовых сетей.

Мы в режиме реального времени отслеживаем нагрузку на свое оборудование, добавляем новые базовые станции, меняем настройки, если есть такая потребность. Мы всегда открыты к предложениям абонентов: заполнив простую форму на нашем сайте, любой может рассказать о низком уровне сигнала в конкретном месте, пожаловаться на новостройку, из-за которой в квартире ухудшилась связь.

В конце прошлого года МТС и «Билайн» заявили, что объединяют частоты. Что это даст операторам? Как это отразится на качестве связи?

Из-за роста числа пользователей мобильной связи четвертого поколения или стандарта LTE радиочастотного спектра не хватает. Проблема в том, что МТС и «Билайн» в наиболее свободном диапазоне 2600 МГц располагают на каждого полосой по 10 МГц. Объединяя частоты, мы получаем объединенную полосу шириной уже в 20 МГц, в которой абоненты смогут наиболее комфортно потреблять мобильный интернет-трафик. Таким образом мы удваиваем средние скорости доступа вплоть до пиковых 150 мегабит в секунду. А этого более чем достаточно для просмотра видео в стандарте высокой четкости. Мы планируем начать работу на объединенных частотах в 20 регионах со второй половины следующего года.

То есть базовые станции теперь эксплуатируются не одним, а двумя операторами сразу. Выдержит ли такую нагрузку оборудование, не пострадает ли качество связи?

Ни один оператор не пойдет на ухудшение условий для своих пользователей. Пропускной способности совместных базовых станций хватает с лихвой, чтобы передавать огромные массивы данных. Представьте, что вместо двухполосной дороги к вам на дачу построили современную четырехполосную трассу — средняя скорость движения вырастет однозначно. К совместной эксплуатации базовых станций, площадок под ними и транспортной сети мы приступили год назад. Это позволило нам ускорить строительство мобильных сетей 4G не только в городах, но и небольших населенных пунктах.

В скольких регионах вы планируете совместное использование частот?

Наш договор по совместным базовым станциям охватывает 36 субъектов РФ. Сейчас мы договорились, что в 20 из них мы делим частоты. И число таких регионов будет расти. Что касается Москвы и области, то они не входят в регионы нашего партнерства, поскольку одна из главных задач партнерства — развитие современных сетей в регионах, в том числе в средних городах с населением порядка 50 тысяч человек.

Источник: lenta