Суд в Москве лишил столичного водителя прав на два месяца за то, что номерной знак на автомобиле был залеплен снегом. Сотрудники ГИБДД посчитали, что автомобилист сознательно закрыл номера, чтобы избежать штрафов с камер видеофиксации, а судья согласился с аргументами инспекторов. Автомобилист пытался доказать, что знаки сами собой стали нечитаемыми из-за плохих погодных условий, однако судья не стал даже запрашивать справку из Гидрометцентра – основанием для вынесения обвинительного приговора стали следы отпечатков пальцев на снегу, залепившем цифры номеров.

Не исключено, впрочем, что автомобилист действительно стал жертвой обстоятельств, а наказание за нечитаемые номера должно было быть мягче. В зимний период возможен целый ряд спорных ситуаций, в которых водитель может сознательно или нет оказаться нарушителем и получить штраф.

Нечитаемые номера

Сами по себе знаки на стоящей машине залепляются редко, а вот при движении с большой скоростью по заснеженной трассе вполне могут покрыться толстым снега или льда. Либо – грязью от реагентов и талого снега вперемешку с землей обочин. Если за сознательное сокрытие знаков полагается штраф в 5000 руб. или лишение прав на срок от одного до трех месяцев, то за грязные номера автомобилиста могут оштрафовать только на 500 руб., причем за чистоту знаков водитель отвечает вне зависимости от дорожных условий. С точки зрения закона, обязанность подготовить автомобиль к движению, в том числе обеспечив читаемость номерных знаков, полностью лежит на водителе, поясняет юрист издательского дома «За Рулем» Сергей Смирнов. Поэтому формальные основания наложить штраф, если номера забрызганы грязью или залеплены снегом, у инспектора есть, предупреждает юрист. «Хотя практика показывает, что в большинстве случаев гаишники просто предлагают протереть знаки без оформления протокола», – говорит Смирнов.

Грязные знаки и разметка

В сильные снегопады нечитаемыми могут оказаться дорожные знаки и разметка на асфальте. В результате водитель может проехать под запрещающий знак, выехать на улицу с односторонним движением, совершить запрещенный маневр или припарковаться на месте для инвалидов. За такие несознательные нарушения, уверен юрист, наказывать не должны, поскольку водитель заранее не знает об ограничениях на участке дороги. «Главный критерий наказания – наличие вины. То есть инспектор ДПС обязан доказать, что водитель виноват в нарушении ПДД. Неустранимые сомнения в виновности должны толковаться в пользу водителя», – уверяет Смирнов. Если же сотрудник ГИБДД все-таки оформит протокол, его можно обжаловать, приложив к делу записи видеорегистратора и фотографии с мобильного телефона.

Заснеженная полоса для автобусов

Снег на дороге может скрыть разметку выделенной полосы, но камеры видеофиксации, работающие в автоматическом режиме, все равно зафиксируют нарушение. Как пояснили Autonews.ru в столичном ЦОДД, камеры настроены на контроль зоны определенной ширины и не ориентируются на полосы разметки, поэтому система в любом случае продолжит фиксировать езду по автобусной полосе. Первичную обработку материалов проводят сотрудники ЦОДД, сверяя марку, цвет и номерные знаки автомобиля. А вот решение о правонарушении принимает уже сотрудник ГИБДД, который смотрит, достаточно ли в материале доказательной базы. «Прибору все равно, – подтверждает Сергей Смирнов. – А вот инспектор должен здраво оценить дорожную ситуацию. К сожалению, на черно-белом снимке это возможно не всегда».

Запрещенный объезд ДТП или сугробов

Объезжая столкнувшиеся автомобили, перегородившие проезжую часть, либо оставленные дорожниками сугробы, можно выехать на встречную полосу, выделенку, тротуар или газон – за все эти действия сотрудники ГИБДД вправе выписать штраф. Например, выезд на выделенную полосу может закончиться штрафом в 3000 руб., а на встречную – лишением прав. Если разметка нормально читается, то аргументы о ДТП не сработают, уверяет Сергей Смирнов, а апеллировать к ЦОДД вообще будет бессмысленно. «Водитель не имеет права нарушать ПДД вне зависимости от того, затруднено движение или нет. Отступать от требований правил он может только по указанию сотрудника ГИБДД, то есть формально должен стоять на месте и дожидаться, пока на место аварии приедет инспектор или сотрудник дорожной службы».

Грязные фары

Правила накладывают на водителя обязанность перед началом движения убедиться в исправности транспортного средства, то есть помимо очистки номерных знаков он должен также протереть фары и габаритные огни. Наказания за грязные фары не существует, но теоретически инспектор может оштрафовать на 500 руб. за нечитаемые номерные знаки, если подсветка заднего номерного знака не обеспечивает его видимость в темное время суток. Тем не менее, стоит помнить, что запорошенные снегом фонари создают опасность попутного столкновения, особенно в условиях ограниченной видимости. А грязные фары, на которых налип слой снега и льда, освещают дорогу хуже уличного фонаря.

Источник:  Autonews