Правительство расширяет перечень товаров, подлежащих идентификации: с 1 февраля стартует эксперимент по маркировке лекарств. В пилотном режиме проект будет запущен в шести регионах и затронет 10% рынка. С 2018 года механизм должен стать обязательным, охватив к концу года 100% выпускаемых препаратов. Столь короткие сроки вызывают беспокойство у участников рынка — на реализацию аналогичных проектов в Европе уходили годы. Кроме того, они предупреждают, что на аптечном рынке работает множество небольших компаний, контролировать которые будет довольно сложно.

С 1 февраля в России в пилотном режиме начинается маркировка лекарств. Согласно опубликованному вчера постановлению правительства, эксперимент продлится до конца года, после этого маркировка станет обязательной. Введение механизма проводится в рамках приоритетного проекта правительства «Лекарства. Качество и безопасность», который курирует вице-премьер Ольга Голодец. На это мероприятие в 2017 году предусматривается 247 млн руб. в рамках текущего бюджетного финансирования ФНС.

Новый механизм позволит проверять легальность приобретаемых лекарств с помощью смартфона или сканера, установленного в аптеке. В Белом доме рассчитывают, что система позволит блокировать обращение подделок. По оценкам Минздрава, доля контрафактных лекарств в России составляет 0,8%.

Как пояснили в Росздравнадзоре, на начальном этапе маркировка охватит более 60 наименований. В том числе 30 — из списка жизненно необходимых и важнейших препаратов, 10 — для лечения высокозатратных нозологий. Объем маркируемых в пилотном режиме препаратов пока оценивается в 10% рынка. Эксперимент будет проводиться на территории шести регионов — Москвы, Московской области, Санкт-Петербурга, Нижегородской, Новгородской и Белгородской областей. К концу 2018 года маркировка должна охватить уже 100% выпускаемых препаратов — отслеживаться таким образом будет около 6 млрд упаковок в год. В общей сложности нововведение коснется более 350 тыс. участников рынка: 1 тыс. производителей лекарств, около 100 тыс. медицинских и 250 тыс. аптечных организаций.

Маркировка лекарственных препаратов будет осуществляться производителями с использованием двухмерного штрихового кода. В правительстве заверяют, что это не приведет к удорожанию препаратов. Ранее для дорогостоящих препаратов предлагалась радиочастотная метка (аналогичная той, что уже используется при маркировке шуб). Однако от более дорогой RDIF-маркировки в итоге было решено отказаться.

Директор отдела по работе с госорганами и по юридическим вопросам компании «АстраЗенека Россия и Евразия» Ирина Иванищева полагает, что маркировка лекарственных препаратов — важная мера для противодействия контрафакту, поскольку она позволит проследить и правильно учесть товар в процессе его производства, транспортировки, хранения и продажи. Впрочем, у участников рынка пока нет полного понимания того, как будет работать этот механизм. Как сказал источник на фармрынке, «пока главный вопрос — маркировку какого типа нам придется использовать, это мы узнаем из конкретных инструкций, которые Минздрав и Минпромторг разошлют участникам «пилота» в ближайшие дни». Также, по его словам, беспокойство компаний вызывают сроки реализации проекта — в Европе на аналогичные мероприятия уходили годы. «Для больших сетей как сроки, так и предполагаемые расходы по проекту маркировки не представляют существенной проблемы, однако на аптечном рынке также работает много небольших компаний, и проконтролировать их все, в случае если маркировка станет обязательной, будет довольно сложно»,— сообщил источник в аптечной сети «36,6».

Истчоник: Коммерсантъ