Что это за стиль и почему он так востребован? На эту тему рассуждают известные декораторы.

Дизайнер
Ирена Барене

Для меня процесс создания классического интерьера сравним со съемками полнометражного исторического фильма, работа над которым требует детального изучения огромного объема исторического материала. При этом трактовка классического интерьера в наши дни подразумевает не только исторические стили Европы XVII–XIX веков: барокко, рококо, классицизм и ампир. Мы черпаем вдохновение во французском, английском, итальянском, русском наследии классического интерьера, перекладываем все это на основу своего опыта и желаний заказчика и создаем некий собирательный образ, который точнее назвать не классическим, а традиционным.

Не случайно на крупных международных архитектурно-дизайнерских конкурсах есть номинация, которая так и называется — «Традиция». И все же классический интерьер — это прежде всего античность. Даже в самых смелых современных проектах присутствуют элементы архитектуры Древней Греции и Рима: пилястры, карнизы, колонны, арки. Но их очертания настолько привычны, что мы больше обращаем внимание на предметы новейших брендов, заявляющих о себе яркими фактурами и необычной формой. Сразу скажу: мебель должна быть разная. Самая частая ошибка начинающих дизайнеров — заказывать все у одной фабрики, превращая интерьер в шоу-рум.

В то время как настоящий классический интерьер, будь то загородная резиденция или квартира, это в первую очередь Дом-Легенда, Дом-Душа, Дом-Традиция, в котором история хозяев и традиции семьи отражены через предметы, осознанно и с любовью собранные по всему миру. При этом дизайнер создает не обстановку, а атмосферу, в которой раритетный антиквариат уживается с сувенирами из поездок, а ценные породы дерева — с пластиком. Представленный в виде акцентных элементов, он делает интерьер прозрачным и легким. А вот активных цветов штор и обивки мебели лучше избегать. Классическому интерьеру больше идут тончайшие переливы родственных пастельных оттенков. Шелковые, шенилловые и гобеленовые ткани создают нейтральный фон, который позволяет легко обновлять интерьер в зависимости от времени года или намечающегося торжества.

Мне могут заметить, что менять интерьер под настроение — дорогое удовольствие. И будут правы, ведь классика и роскошь — почти синонимы. Именно богатые люди во все времена были законодателями мод в оформлении интерьеров и заказчиками прекрасных рукотворных фресок, узоров из гипсовой лепнины, панелей буазери, наборного паркета, мраморной мозаики, тончайшего хрусталя. Но не стоит соревноваться с самим собой в нагромождении эпатажных элементов и приемов. Настоящие классические интерьеры не шокируют парадностью. Их можно назвать интеллигентными или аристократичными. От обилия золота и блеска полированных поверхностей интерьер богаче и красивее не становится. Порода и аристократизм не терпят суеты.

Декораторы
Наталья Буркот
Александр Попов

Чтобы понять, что такое классический интерьер в современном мире, вспомним немного истории. Архитектура и дизайн ХХ века создавались под знаменем конструктивизма и функционализма, основу которого заложил Вальтер Гропиус и его школа «Баухауз». Так же как «Черный квадрат» Малевича поставил жирную точку на искусстве XIX века, так и последующий за ним дизайн ХХ века брезгливо отверг стилистические достижения XVII–XVIII веков и великую эклектику XIX века. За исключением имперского размаха сталинской архитектуры советским зодчим было не до богатого классического декора. От них требовалось быстро расселять людей, возводить заводы и общественные здания.

Но в конце ХХ века у нас появились новые возможности, а с ними — желание создавать более сложную архитектуру. И, как это всегда бывает, новое нашлось в старом. Именно классика стала тем самым противовесом надоевшей стилистике конструктивизма и ответом на запросы новых клиентов. Естественно, работа в такой стилистике требует от заказчика приличного бюджета, а от декоратора — понимания сущности классического стиля. Любое отклонение от пропорций и канонов классики приводит к негативному восприятию всего проекта. Но и слепое копирование исторических образцов превращает интерьер в мертвую декорацию.

Что делать? Надо понять, для кого создается интерьер, и адаптировать классические элементы ко времени, в котором живут владельцы. Важно создать ощущение, что интерьер существует уже давно и на своем веку пережил некую трансформацию. Для этого элементы классики можно вписать в современные планировочные решения, а в отделке соединить традиционные и инновационные материалы. Скажем, сделать подлинно классические стены и потолки, а мебель, обои и ткани — приближенными к современности. Главное, помнить: классические каноны не приговор, а ноты, по которым можно сыграть мелодию. В зависимости от интерпретации дизайнера и мироощущения заказчика классический интерьер может быть очень разным, от чистого и светлого, почти минималистского, до густого, очень насыщенного и энергичного. В этом и заключается прелесть и практически безграничные возможности этого стиля.

Художник по интерьерам
Марина Путиловская

Еще несколько лет назад мы считали, что классика как стиль начнет умирать у нас на глазах. Огромное количество современных интерьеров, абсолютно серых в прямом смысле слова и одинаковых с точки зрения пространства, заполонили рынок и увели наших заказчиков в совершенно другую сторону от того, что мы называем классическим интерьером. Казалось, еще немного — и такое яркое и многовековое явление, как классический интерьер, уйдет в прошлое, напоминая о себе только картинками в книгах о старинной архитектуре. И вот сегодня к нам снова приходит заказчик, уже не только возрастной любитель классики, скорее это молодые люди или люди среднего возраста, почти каждый из которых имеет опыт жизни в современном интерьере и, к сожалению, отрицательный.

Зачем эти люди приходят к нам? Как ни странно, все они хотят одного — вернуть себе радость жизни. Да, ту самую яркую и неповторимую радость от созерцания красоты в каждой детали, радость солнечного света, переливающегося и отражающегося в бликах позолоты, радость от удобного мягкого дивана и уютность тех самых «цветочков» и «плюшечек», называемых иногда «мещанским бытом» в среде архитекторов высокого современного стиля. Возможно, тишь белых стен. абсолютная пустота интерьеров и помогает этим архитекторам воплощать свои высокие замыслы, но это не является домом в том понимании этого слова, когда одна фотография, опубликованная в старом журнале, запоминается вам на многие годы своим светом, яркой неповторимой деталью и еще чем-то теплым, неуловимо манящим внутрь, зовущим остаться там, внутри, в этом золотом свете… Потому что именно это и есть Классика с заглавной огромной буквы, неувядающая, необременяющая и неустаревающая. Одна моя заказчица сказала, что «современный классический интерьер — это когда ты бросаешь любую вещь в комнате, и она становится органичным предметом твоего интерьера». Конечно, мой взгляд на эту тему шире и глубже. Сегодня классичеcкий интерьер имеет огромную градацию направлений.

Желание запихнуть его в узкие рамки колонн и позолоты, которым часто грешат поклонники современного интерьера, абсолютно искажает реальное положение дел. Есть множество классических стилей, которые мы все углубленно изучаем в институтах. И тем не менее невозможно понять, что же хочет заказчица, которая требует от нас «итальянского интерьера 1865-го, но не позже 1890- го!» Как ни странно, подобные вычурности постоянно всплывают в нашей практике, хотя сама заказчица с трудом может расшифровать поставленную задачку. Уверяю вас, что даже самые профессиональные эстеты не смогут разобраться до конца в тонкостях классических стилей сегодня, столь многообразна стала классика. А огромная разница в стилях с названием «ар-нуво», которым сегодня называют практически все, кроме самого ар-нуво, то есть модерна начала прошлого века, певцом которого стал Шехтель? Сложнейший для исполнения образ, сделавший легендой именно российского архитектора, стал мечтой для многих заказчиков, но в связи с огромным количеством разных трактовок уходит иногда в такие дебри, что сложно понять реальную подоснову происходящего. Именно этот стиль стал проверкой на профессионализм для многих современных архитекторов в связи со сложностью воссоздания именно поэтического образа, а не простого копирования существующих образцов из плохо отреставрированных особняков. Обращаясь к нам с просьбой воссоздать тот или иной исторический стиль, заказчик должен понимать, что это — зов души или подражание моде. Многочисленные примеры позволяют нам сказать: чаще всего это просто страх перед неизведанным, рождающий повторение чего-то понятного и, к сожалению, не нового. Я точно знаю, что чаще всего заказчик выбирает то, что уже где-то видел, и ему это очень понравилось. Довериться сегодня кому-либо крайне сложно, особенно если предложение нестандартно и выходит за рамки простого понимания. Но ведь каждый из стилей, который мы знаем, становился таковым именно на пике моды. В свое время этот стиль впечатлял именно своей новизной, и вместе с тем свои корни он брал из предыдущих стилей и эпох. Каждый раз поводом для его появления служили новые технологии или требования жизни. С этой точки зрения нужно ли требовать точного восстановления какого-либо из стилей, да, прекрасных, но ушедших в далекое прошлое? Жизнь показывает: конечно, нет! Сегодня перед нами стоит глобальная задача: научить заказчика действительно понимать и чувствовать запросы своей души. Это то, что мы делаем, — создаем новый стиль, который нельзя назвать на сто процентов классикой, авангардом, модерном. На мой взгляд, это стиль XXI века.

Источник: elle