Состояние жилищно-коммунального хозяйства в нашей стране – одна из самых острых проблем общества. Например, по оценкам социологов, среди вопросов президенту, которые хотели задать граждане весной 2016 года «Жилищная проблема и тарифы ЖКХ» шли на пятом месте, беспокоя 11% опрошенных. Состояние ЖКХ всплывает на каждом совещании городских властей, да и часто поминается в разговорах граждан. Но иногда ведь бывают случаи, когда ЖКХ функционирует хорошо. Ну, так хорошо, как оно может работать при нынешнем уровне социально-экономического развития.

До пасторали типа скандинавской, когда смотритель-supervisor живет в доме, занимается и уборкой, и мелким ремонтом широкого профиля (собственноручно), и крупным ремонтом (с помощью соответствующих служб), нам еще далеко.

Но прогресс наблюдается, и выглядит это примерно следующим образом.

«Зеленый центр» города-полумиллионника. Микрорайон, отделенный от «самого центра» парком. Пятиэтажки постройки середины шестидесятых годов, панельные и силикатно-кирпичные вперемешку. В некоторых домах в этом районе частично выполнен капитальный ремонт по схеме, описанной в колонке «Капремонт наперегонки с инфляцией»: по мере накопления денег на спецсчете дома выполнялись самые неотложные работы, попадающие под определение капитального ремонта.

Работы были выполнены, акты подписаны. Восстановленная инфраструктура вступила в работу. Стояки из толстого шитого полиэтилена работают безупречно, не потея конденсатом и стойко вынося гидроудары. Пенопласт закрывает плиты и швы, предотвращая потери домом тепла, хотя несознательные синички выдергивают кусочки утеплителя для своих гнезд (так что, при возможности, используйте материалы типа стекловаты). А вот крыша, перекрытая стеклотканью, дала течь.

Совпало несколько факторов. На город обрушился ураганный ветер. Ну, про ураган говорило радио в автомобиле, до положенных по шкале Бофорта 32,7 м/с ветер все же не дотягивал, но был в пределах сильного шторма. Ну и, видимо, в холода прошедшей зимы, когда связывающий листы стеклоткани вулканизированный состав становится хрупким, по нему потоптались шкодливые ножки сотрудников компаний-провайдеров интернета и кабельного ТВ – их шкаф стоял тогда рядом.

В результате лист с крыши сорвало; сопровождавший «ураган» ливень радостно хлынул искать щелочки.

Заливаемый подъезд увидела одна из тамошних бабушек. Она кинулась звонить в управляющую компанию, а потом и детям пребывающих по летнему времени на дачах соседок. И вот тут-то началось самое интересное – ведь системы управления характеризуются реакцией на сигнал обратной связи. Так что к моменту, как подъехал сын одной из бабушек, к подъезду уже подбегала пропитанная водой как наяда – зонтик от такого не спасает, тут нужны зюйдвестка и штормовые сапоги – техник-смотритель из управляющей компании.

Несколькими минутами позже в подъезд вбежал мокрый до нитки – места у подъезда были заняты машинами подъехавших к аварийной ситуации «хоумситтеров» – представитель «кровельной компании», вызванный техником компании управляющей. Скорбно осмотрев разрастающиеся пятна на потолке подъезда, техник с кровельщиком метнулись в соседний подъезд, где находится выход на крышу. И отъезжая от дома, можно было видеть, как эта героическая парочка бродит под ливнем по крыше – техник пытается прикрыть дыру, а кровельщик прикидывает объем работ.

Объем работ, к которым приступили на следующий день. К моменту, предшествующему началу присутственных часов у служилого люда, уже можно было видеть, как рабочие таскают на крышу рулоны стеклоткани, бидоны с компонентами покрытия и газовые баллоны. В обед они уже бодро ревели мощной пропановой горелкой – в отличие от «потолочников», описанных в колонке «Спасет ли административный штраф от домашней вакуумной бомбы?», газ у кровельщиков неопасен: они работают на открытом воздухе, здесь взрывоопасную смесь не создашь (хотя баллон перегревать ни в коем случае нельзя!!!).

Через день техник уже бегала по квартирам, докладывая о выполненных работах.

И после не заставившего себя ждать сильного дождя она же с испугом спрашивала – не протекло ли? – и после отрицательного ответа просила завизировать акт выполненных гарантийных работ; подписывала его для кровельной компании компания управляющая только после сбора всех подписей жильцов… Почти идиллия? Так не бывает! Бывает, но при соблюдении вполне определенных условий. Кстати, сами коммунальщики эти условия не знают – точно так же, как рыбы не знают, что обитают в воде…

Давайте же поговорим об этих условиях. Первое из них – деньги. Бабушки, обитающие в этих домах, регулярно, час в час, получают пенсию. И первое, что они делают, это оплачивают счета за коммунальные услуги. Они так привыкли, они считают это важным… И – безразлично, идет ли кто-то из них сама в пункт приема платежей с наличными, посылает ли дочь другой к банковскому терминалу секретаршу, а сын третьей вообще написал скрипт для онлайн-банка на Python – дома эти генерируют стабильный поток наличности, крайне важный для любого бизнеса.

Кстати, несмотря на то, что пенсии своевременно получают все бабушки в стране, ситуация своевременных платежей наблюдается не везде. Эти дома заселялись ИТРами и совслужащими, чьи дети нормально перенесли 90-е годы – спившийся учитель английского тут исключение, его жалеют, подкармливают и напоминают, чтобы заплатил за квартиру… Ну а в «депрессивных микрорайонах» (они везде есть; их знают и чиновники, и полицейские, их стараются объехать нормальные люди) дети таких бабушек в 90-е сломались, спились. Бабушки содержат внуков, и такие дома – совсем не столь лакомый кусочек и для управляющих компаний.

То есть – первое и самое важное: дом должен генерировать поток наличности на жилищно-коммунальные нужды. Это условие необходимое, но отнюдь не достаточное.

Ведь деньги у жильцов – это радость для коммунальщиков. А жильцы-то будут довольны, только если коммунальщики за эти деньги будут своевременно и качественно выполнять свои обязанности. И единственным шансом добиться этого будет конкуренция. Не жалобы в прокуратуру и жилинспекцию, а знание сотрудниками управляющей компании того, что в спину ей дышит другая управляющая компания, желающая «отобрать» приносящий стабильные доходы дом.

Кстати, на это региональные и местные власти повлиять могут. Для этого проводилось разукрупнение бывших муниципальных УК. Для этого на льготных условиях местное самоуправление выделяет «альтернативным» управляющим компаниям муниципальную территорию, помогает арендовать технику. Главное тут – чтобы конкуренция была реальной. Чтобы конкурировали реальные инженеры, техники, слесари – а не печально известные «прокладки», существующие лишь на бумаге. Вот тут-то уже зона ответственности прокуратуры, следствия, суда да и ФСИН тоже!

Ну и еще, последнее по счету, но не по важности.

Самая ожесточенная конкуренция за самый тучный поток наличности от жильцов автоматически в качественные услуги не претворяется.

Для этого все это нужно ввести в «правовые рамки», скрепить отношения юридически корректным договором. В данном случае интересы жильцов представляла энергичная бабушка с семью классами и техникумом. Но составить договор с Управляющей компанией ей помог местный Фонд содействия реформированию ЖКХ. Организация крайне полезная – нужно только не стесняться затребовать ее услуги.

Ну и еще – жильцы дома знали, что в случае неисполнения коммунальщиками своих обязанностей надо подавать не невнятные «жалобы» и «заявления», а четкую «Претензию», от одного вида которой руководство УК впадает в панику. В данном случае «рыбу», образец этой претензии, составила дочь одной из бабушек, служащая юристом. К юристам – в том числе Фонда содействия реформированию ЖКХ – надлежит обращаться и прочим гражданам. Ну а местное самоуправление может помочь организовать процесс; скажем – снабдить «рыбами» депутатские приемные…

Ну и скажем, что полных идиллий не бывает. Одно из пятен-протечек по-прежнему на потолке подъезда. Маляры приходят днем и не могут поставить стремянки, ибо в углу стоят, пристегнутые замками Кенсингтона, велосипеды, самокаты, снегоходы многодетной (пять человек в двух комнатах) семьи, жильцы которой бывают лишь по вечерам. Но подать на семейство в суд рука ни у УК, ни у соседей не поднимается. Так что скандинавский пример супервизора-соседа мы упомянули не зря…

Источник:gosvopros