Минимум 15 000 рублей ежемесячно россияне тратят неосознанно. Даже при дефиците личного бюджета. Деньги уходят на так называемые спонтанные, незапланированные покупки — бутылочка воды, кофе навынос, пачка печенья в перерыв чайку попить. В следующий раз, когда вы пойдете в супермаркет, лишний раз подумайте, нужен ли вам еще один пакетик майонеза по акции или большая банка кофе, которая якобы дешевле обычной на 10%. Ведь за счет ваших спонтанных трат все гипермаркеты и супермаркеты и живут.

Случайно купил машину

Как подсчитали эксперты, больше половины россиян свои покупки никак не контролируют, а потом в конце месяца удивляются, почему расходы превысили доходы и пришлось занимать у коллеги. «Нам нужно поменять отношение к управлению деньгами, — считает бизнес-тренер, автор книги «Как сделать так, чтобы в семье были деньги» Лариса Плотницкая. — Как ни странно, даже в бизнесе маленький процент компаний следит за своими расходами, а обычным людям тем более сложнее это делать». Кстати, как полагают экономисты, одна из причин, почему мы деньги не считаем, — тот факт, что за физлиц в России налоги платит работодатель, а в Европе, к примеру, граждане сами заполняют декларацию и видят, как быстро и на сколько их кошелек пустеет.

Спонтанная трата — это та трата, которая не запланирована в вашем бюджете. Бутылка воды, бесчисленные стаканчики кофе навынос, бутылочка пива после работы, билеты на транспорт — вместо «длинного» проездного человек покупает в автомате дорогой билет на две поездки, чтобы не стоять в очереди — эти траты лидируют в списке спонтанных трат. Даже крупные покупки могут стать спонтанной тратой, а все потому, что на нас влияют друзья, коллеги, да и просто незнакомые люди в магазине — некоторые в супермаркете наполняют корзину по принципу «все брали, и я взял». Лариса Плотницкая рассказала, как одна из участниц ее бизнес-тренинга спонтанно купила автомобиль. Ее коллега на работе купила машину, о которой та давно мечтала. Недолго думая, взяла кредит — она могла себе его позволить, — стала ездить на новеньком авто, а в гараже у нее стояла вполне достойная «трехлетка», которая еще долго будет ей служить.

Также часто спонтанно покупаются «горящие» туры: якобы уникальное предложение пришло вам на почту, и вы, не сравнивая цены от других туроператоров, бронируете предлагаемое.

Незапланированные доходы, к примеру премия, выигрыш, неожиданно отданный кем-то долг, легко могут стать незапланированными расходами. Эксперты советуют: в таком случае свалившуюся вдруг на вас сумму надо разделить на две части: одну потратить, а другую — инвестировать — лучше в себя, к примеру, на курсы языка или спорт.

Иногда спонтанную трату трудно отличить от запланированной. Ехал с работы, решил купить букет цветов для любимой — просто захотелось сделать ей приятное. С точки зрения экономики — трата, а с точки зрения здравого смысла — инвестиция в отношения.

А как же пончики?

«Я не сторонник того, чтобы ругать себя за лишний стаканчик кофе, — говорит Лариса Плотницкая. — Сначала подумайте, можете вы себе это позволить или нет. А для этого просто запланируйте расходы на этот самый стаканчик». Эксперт говорит, что в магазин нужно ходить не с маленьким листочком, на котором записан список необходимых покупок, а с небольшим блокнотом. В одной графе укажите, что нужно купить на неделю, в другой графе — сколько денег можно на это потратить, исходя из вашего бюджета, а в третьей графе зафиксируйте расходы — сколько денег было потрачено. «Нет денег на одежду, тогда в бюджете на месяц она у меня не запланирована. Раз одежда у меня не запланирована, значит, она мне не нужна», — продолжает эксперт.

На стаканчиках кофе и пончиках тоже можно научиться экономить. Просто запланируйте в своем блокноте такую строчку: «Еда навынос». Рассчитайте, сколько вы тратите на нее каждый день, умножьте на количество рабочих дней в месяц, посмотрите на цифру и решите для себя, насколько она обременительна для вашего бюджета.

Кстати, эксперты полагают, что не совсем верно утверждение, будто женщины из-за своей импульсивности совершают больше спонтанных трат. Здесь все зависит не от пола, а от типа личности — насколько вы иррациональны. 75% людей иррациональны и совершают спонтанные покупки. На их страсти к шопоголизму построен весь маркетинг. А если вы еще хотите снять стресс, пройдясь по магазинам, то результат не придется долго ждать — почти во всех магазинах тепло, светло и уютно, вы точно снимите стресс, но и точно опустошите свой кошелек — накупите много ненужного, которое будет лежать дома без дела.

Источник: Российская газета