От «Алисы в Зазеркалье» Тима Бертона — на этот раз он выступил продюсером картины — ожидали в первую очередь аттракциона, которым была его первая экранизация книги Льюиса Кэрролла. Ведь «Алиса» — это самый легитимный литературный повод погрузиться в безумие: волшебное — для детей, психоделическое, неминуемое при таком обилии красок (это подчеркивает песня Jefferson Airplane «White Rabbit» в трейлере), — для взрослых.

Правда, «Алиса в стране чудес» этим карнавалом цветов и ограничивалась — многообразия смыслов книги Кэрролла, которые уже полтора века не устают в ней отыскивать поклонники, в фильме не было. Выходящая на экраны «Алиса в Зазеркалье» в этом отношении разительно отличается: в бессмысленности ее сложно упрекнуть.

Повзрослевшая Алиса — теперь капитан доставшегося по наследству корабля отца — после путешествий по всему миру вынуждена вернуться в Великобританию. Здесь ее предпринимательские и откровенно феминистические идеи принимают недружелюбно, и скоро она оказывается в психбольнице (за главного в ней Мориарти из «Холмса» Эндрю Скотт) с диагнозом «типичный женский невроз». Но рядом с чопорными гостиными викторианского Лондона есть совсем другая реальность — надо только пройти через зеркало. Туда Алису зовут старые друзья: они рассказывают, что Шляпник (Джонни Депп) в беде, и помочь ему может только она.

Сюжет этой «Алисы» так же далек от литературного оригинала, как и в предыдущей части: от книги Кэрролла остались только зеркало и ключевые герои, второй по значимости на экране — Время (Саша Барон Коэн, смотреть на которого в этой роли можно вечность, и который предсказуемо является автором половины каламбуров в фильме).

Путешествие во времени, которое Алиса совершает, чтобы решить все проблемы (а заодно и понять, откуда они происходят) неожиданно оборачиваются сеансом психоанализа — собственно, это он и есть. И хотя выводы из такого путешествия довольно предсказуемы, потраченные на них два часа вовсе не кажутся потерянным временем.

Погружение в прошлое наполняет смыслом обязательную круговерть красок. В фильме все такое яркое, взрывается, летит, застывает, рушится, что через какое-то время начинает рябить в глазах. Несмотря на изобретательность художников, Зазеркалье кажется слишком конфетно-детским — как замок на заставке Disney. Но это скорее издержки этой психоделической терапии, и фокус точно можно назвать удавшимся: «Алиса в Зазеркалье» еще раз доказывает, что любое путешествие — это путешествие к себе.

Источник: Интерфакс