Режиссер театра и кино, педагог и сценарист Марк Анатольевич Захаров отмечает 85-летний юбилей. Он снял менее десятка фильмов, и каждый из них принес Марку Захарову оглушительный успех: зрители до сих пор с удовольствием смотрят «Обыкновенное чудо» под Новый год, смеются над приключениями барона Мюнхгаузена и напевают «Уно моменто».

1. «12 стульев»

В 1976 году в прокат вышел четырехсерийный фильм «12 стульев», который стал второй — после версии Гайдая — в СССР полной экранизацией одноименного романа Ильи Ильфа и Евгения Петрова. Сам Захаров называл этот фильм «литературно-музыкальной композицией с текстом, который не является прямой речью».

В картине режиссер собрал звездный состав: Ролана Быкова, Николая Скоробогатова, Олега Табакова, Георгия Вицина, Любовь Полищук, Лидию Федосееву-Шукшину. А Андрея Миронова и Анатолия Папанова на главные роли утвердил без проб. В фильме снялся и юный Александр Абдулов, которого Марк Захаров заприметил еще на 4 курсе ГИТИСА.

Несмотря на то, что премьера первой серии не принесла ожидаемого успеха, показ следующих был воспринят зрителями «на ура» и «лед тронулся, господа присяжные заседатели, лед тронулся!»

2. «Обыкновенное чудо»

В следующем, «новогоднем» фильме Марка Захарова «Обыкновенное чудо» (1978) по одноименной повести Евгения Шварца сыграли сразу два любимых артиста режиссера: главную роль влюбленного Медведя сыграл Александр Абдулов, а на роль Волшебника ждали только Олега Янковского. Романтическая комедия об остепенившемся волшебнике, который обещал больше никогда не творить чудес, однако не смог удержаться и превратил Медведя в красивого юношу, тронула сердца советских зрителей.

Благодаря мудрой сказке, в которой философский образ Волшебника-творца сочетается с лирическими и сатирическими образами влюбленных, Захарову удалось доказать всем, что он «не случайный человек в кинематографе».

3. «Тот самый Мюнхгаузен»

В 1979 году Марк Захаров начал работу над фильмом «Тот самый Мюнхгаузен», в основу которого легла пьеса Григория Горина «Самый правдивый».

На главную роль в фильме о бароне-фантазере Мюнхгаузене режиссер потребовал утвердить Олега Янковского, несмотря на то, что в этом был элемент риска, ведь актер сложился не как артист комедийного толка, а как персонаж с упрямым и волевым характером. Однако все опасения съемочной группы оказались напрасными — Янковский воплотил на экране умного, ироничного, тонкого Мюнхгаузена, с уст которого сорвалась уже крылатая фраза: «Умное лицо — это ещё не признак ума».

Роль Мюнхгаузена в этой картине считают одной из лучших в репертуаре Янковского.

4. «Формула любви»

В 1984 году Марк Захаров работал над вольной экранизацией повести Алексея Толстого «Граф Калиостро», которая в прокате получила название «Формула любви». История о знаменитом авантюристе XVIII века, который приезжает в Россию и пытается найти универсальную формулу загадочного чувства под названием «любовь», имела необычайный успех у публики.

Картина мгновенно стала одним из «фильмов-цитатников», и особенно запомнилась зрителям псевдоитальянская ария «Неаполитанская песенка» с известным припевом «Уно-уно-уно-уно моменто». Ее напевали подручные графа — актеры Александр Абдулов и Семен Фарада — каждый раз, когда граф замышлял новое дело.

5. «Убить дракона»

История о храбром Ланцелоте по мотивам пьесы-сказки Евгения Шварца «Дракон» стала последней на сегодняшний день картиной Марка Захарова. В главных ролях вышедшего на экраны в 1988 году фильма — неизменные любимцы не только режиссера, но и всего СССР — Александр Абдулов (Ланцелот) и Олег Янковский (трехглавый дракон).

Это не просто повесть о деспотичном Драконе или странствующем Ланцелоте, но о противостоянии человеческого достоинства деспотизму, тирании. Однако, чтобы по-настоящему стать свободным, каждый сперва должен освободиться от внутреннего рабства…

Источник: Российская газета