Сегодня мы хотим познакомить вас с советами, которые дает молодым руководителям при помощи сайта fortune.com Дебби Хопкинс, директор по инновациям Ситибанка. К каждому совету мы будем давать комментарии, которые помогут «привязать» сказанное к реалиям отечественной госслужбы.

Прежде всего Дебби Хопкинс отмечает, что начало работы в первый раз в должности начальника является знаменательным событием в карьере. При этом у нового руководителя обычно наблюдаются повышенные ожидания от своих способностей и стремление тут же продемонстрировать блестящие результаты на своем посту. Вместе с тем позиция эта является абсолютно новой, и свежеиспеченному руководителю предстоит сначала многому научиться. Успешно пройти этот переходный период, по мнению госпожи Хопкинс, можно при помощи следующих идей и шагов:

1. Вы заслужили эту роль. Впереди у вас трудные дни, и временами вам будет казаться, что у вас ничего не получается. Продолжайте верить в свои способности и не ругайте себя. Осознайте тот факт, что вы получили эту должность за свой исключительный персональный вклад. Теперь ваша задача — стать таким же успешным лидером команды.

Понятно, что не каждый из отечественных начальников возносится на руководящий пост исключительно по причине заслуг: бывает, что назначения происходят по совершенно разным соображениям. Однако если у руководителя есть желание добиться на посту хоть каких-то успехов, то в отсутствие способностей их придется в экстренном порядке у себя воспитать. Но остерегайтесь и обратного — погрузиться в полное умиротворение и осознание того, что вы способный и талантливый, а может быть даже и великий руководитель. Верить важно — но важно также, чтобы то, во что вы верите, тоже присутствовало.

2. Научитесь делегировать полномочия. Новые начальники обычно слишком пере-управляют: вы же добились успеха в своей прежней роли, потому что контролировали ее. Предоставьте своему коллективу возможность помогать вам в решении проблем. Поверьте, я хорошо знаю, насколько трудно иногда бывает отпустить контроль: во время учебы в школе мне самой всегда хотелось делать всю работу во время выполнения групповых проектов. Но только имейте в виду — если вы делегируете полномочия, не забирайте их обратно, если у кого-то что-то не получается. Помогите сотруднику выявить проблему и самому найти способ ее разрешить.

А вот боязнь делегировать полномочия подчиненным — это действительно одна из бед отечественных руководителей, которые постоянно стремятся контролировать все и вся, рассматривая любую полезную инициативу снизу как удар по своему начальственному авторитету. Не все подчиненные — бездельники и тупицы. Не все подчиненные «ну как маленькие дети». Но не забывайте еще одно важное правило управления — начинайте делегировать то, что не является критичным для ваших показателей. Если даже у подчиненного что-то не получится — это не должно стать драмой ни для него, ни для вас. Начинайте делегировать с третье- и второстепенных задач.

3. Задавайте вопросы. Встретьтесь со своими прямыми подчиненными в формате один на один и спросите, каковы бы стали их приоритеты, если бы они оказались на вашем месте. Применение «метода Сократа» (когда истина выявляется путем равноправной дискуссии — прим. ГВ) более важно, чем насаждение своего понимания.

Да, и этот совет трудно представить себе в отечественных реалиях, где начальник сразу начинает ощущать себя царем и богом в одном лице. Спросите самого себя для начала: готовы ли вы услышать ответ «я бы вообще сделал все не так»? Готовы ли вы выслушать горькую правду от подчиненного, которому «нечего терять»? Допускаете ли вы, что подчиненные могут быть в чем то умнее и информированнее вас? Тогда этот совет точно для вас.

4. Внимательно слушайте. Слушайте постоянно. Не прерывайте собеседника. Научитесь выслушивать и воспринимать, что говорят вам различные группы и команды в коллективе. Если вы слушаете внимательно, у вас возникнет глубокое понимание ситуации и вы начнете воспринимать сигналы к будущим возможностям, а также предупреждающие знаки, обозначающие возможные трудности.

Здесь отечественному руководителю придется столкнуться с необходимостью равно дистанцироваться от всех подчиненных, не выделяя среди них каких-либо любимчиков и фаворитов, и научиться сдержанно воспринимать любую услышанную информацию, даже негативную. Даже если вам кажется, что сотрудник говорит ерунду — дослушайте до конца: даже из ерунды могут родиться гениальные идеи. Даже если вам кажется, что вы все это знаете — дослушайте: может быть, собеседник только подводит вас к чему-то важному. И спросите себя — может быть, подчиненные так подробно растолковывают мне очевидные вещи именно потому, что считают меня не очень умным?

5. Внимательно изучайте обратную связь от клиентов/потребителей. Лучшие идеи обычно возникают в результате разговоров с сотрудниками и клиентами. Отыщите способы участвовать в этом и внимательно прислушивайтесь для того, чтобы спланировать свои действия, совершить их и сделать правильный выбор в ответ на обратную связь.

Наверное, самый легкий в наших реалиях в плане следования совет — формы обратной связи, в том числе через интернет, есть в любой организации, включая государственные и муниципальные учреждения. Вопрос состоит в том, чтобы уделить изучению мнения граждан о работе достаточно времени и сделать из них полезные выводы. И если на десятом ответе вам по-прежнему хочется выдавить из себя «Дебилы, ***» — может быть, дело не в ответах? Как говорил классик, «народ сер, но мудр!». И тут либо не нравящиеся вам сигналы обратной связи правильны, либо у вас самих что-то не так с обратной-обратной связью от вас к потребителям.

6. Смиритесь с мыслью, что у вас не получится знать все. Многие руководители считают себя правыми во всем по умолчанию. Не думайте, что у вас есть или обязаны быть ответы на все вопросы. Я пришла к выводу, что моим самым действенным орудием является способность собрать команду для решения проблемы. Как руководителю, вам важно сплотить коллектив, увязать все факты в единую картину и проложить дорогу к решению проблемы.

Да, по сути это еще один совет отказаться от парадигмы «я начальник — ты дурак», призыв осознать, что руководитель — часть коллектива, объединенного единой целью, а не пастух над стадом. Старайтесь формировать команду по принципу «дополненной компетенции»: пусть каждый из подчиненных знает все в своей области на порядок лучше вас. Но именно в своей. И только вы знаете все, но понемногу. Может получиться идеальная связка «руководитель — подчиненные».

7. Разработайте собственный стиль управления. Опирайтесь на те свои сильные стороны, которые привели вас на эту должность, и выработайте свой уникальный подход. Разберитесь в своих прямых подчиненных — что их мотивирует, какой тип руководства и обратной связи им необходим. Имейте в виду, что под вашим управлением сейчас может работать кто-то, кто также стремился занять вашу нынешнюю позицию. Поговорите с ними; дайте им знать, что их успех по-прежнему важен для вас.

Этот совет, конечно, подходит в первую очередь для тех, кто назначен на руководящую должность из рядов сотрудников соответствующей организации, но и для «варягов» со стороны, каковых в руководстве органов нашей госслужбы всех уровней предостаточно, тоже сгодится. Многие, кстати, на протяжении всего срока пребывания на посту так и чувствуют себя чужаками, не пытаясь разобраться ни в мотивации подчиненных, ни в их психологии вообще. И думая о собственном стиле, думайте именно об управлении, а не о подражании любимым персонажам из реальной или виртуальной жизни. Чужая маска многих делает смешными.

8. Будьте постоянно открытым. Подчиненным нужна от вас информация. Не погружайтесь в работу так сильно, чтобы забывать регулярно рассказывать людям о происходящем. Регулярно проводите встречи и собрания с коллективом, чтобы люди могли задавать вопросы. Дайте сотрудникам шанс осознать значимость их вклада — и используйте это как еще одну возможность узнать их мысли.

Тоже достаточно легкий для формального следования совет: уж что-что, а совещания и собрания трудового коллектива по любому возможному поводу проводить у нас любят. Вопрос в качественном выходе от этих мероприятий — проводятся ли они для донесения до сотрудников начальственной мысли, или двусторонняя связь тоже возможна. И когда вы предлагаете подчиненным задавать вопросы, будьте готовы, что они ждут от вас честных ответов, а не удивленных или сердитых взглядов в ответ.

9. Ставьте задачи самому себе. Составьте план на 100 дней: первые дни в новой должности пролетят достаточно быстро, и это даст вам возможность держать ситуацию под внутренним контролем.

Составить план легко, труднее ему следовать. Еще труднее признаваться самому себе, что не все получается из задуманного. Главное — напоминать себе время от времени, что не только «дураки-подчиненные» виноваты в том, что ваши личные планы реализуются не так, как хотелось.

10. Установите крепкие связи с начальниками параллельных и похожих структур внутри вашей организации. Постарайтесь по возможности даже связаться с тем, кто занимал эту позицию до вас. Фокусируйтесь на развитии отношений со смыслом. Самые ценные советы и идеи могут прийти у вас из-за спины или от кого их совсем не ждешь. Будьте открыты для этого.

Учиться, учиться и учиться — этот призыв никто не отменял. Не надо считать, что первая в жизни начальственная должность является вершиной вашей эволюции. Опыт ваших коллег на аналогичных должностях может быть полезен во многом. Так что — спрашивайте.

Источник: Gosvopros.ru